Федеральная
национально-культурная автономия греков России
Ассоциация
греческих общественных объединений России
  • рус
  • ελ

История монастыря Панагия Сумела


Понтийская империя

С I тысячелетия до н. э. до X в. понтийские греки прошли большой путь в истории. Понт — один из красивейших уголков планеты с мягким субтропическим климатом, богатой флорой и фауной, многочисленными реками, горными грядами. Наиболее крупные города Понта: Синоп, Трапезунд, Керасунд, Котиора (Орду), Самсунд и другие, в прошлом центры морской торговли, «ворота на Восток». Понтийские города были отдельными городами-государствами со своими органами управления. Жители сохраняли свою веру богам Олимпа и говорили на ионическом диалекте древнегреческого языка. Понтийское царство просуществовало 300 лет и только после 30-летней борьбы пало под ударами могущественного Рима.

С I  в. до н. э. по IV  в. н. э. Понт находился в составе Римской империи. С разделением Римской империи на две части в IV  в. н. э. Понт становится провинцией Византийской империи (IV-ХIII вв.). Император вновь созданной Понтийской империи назывался царём и самодержцем ромеев, но позже по требованию константинопольского императора название было заменено на другое: царь и самодержец Анатолии, иберов и Ператии. Эмблемой правителей стал одноглавый орел. Влияние Трапезудской империи распространялось на часть Малой Азии, Кавказа и Крым. Большое развитие получили военное искусство, духовная культура, торговля. Значительное развитие получила наука: астрономия, физика, математика. 

Греков Малой Азии, в том числе и Понта, считают самыми ревностными христианами. В тот период насчитывалось также 6 кафедральных соборов, 1 131 церкви, 22 монастыря, 1 647 церквушек и 1 459 духовных служителей которые гордились развитием и сохранением духовных убеждений и общего образования наряду с монастырями Пресвятой Сумелы, Пресвятой Гумера, Св. Георгия Перистериота, Св. Иоанна Вазелона и др.

Монастырь Пресвятой Богородицы Сумела

Панагия Сумела — всемирно известный православный христианский монастырь, является на протяжении 16 веков символом Понтийского Эллинизма. Монастырский комплекс Пресвятой Богородицы Сумела внесён в список наиболее охраняемых памятников ЮНЕСКО. Расположен в 42 км. от города Трабзон в современной Турции.

«Панагия Су Мела (Сумела)» — на понтийском диалекте означает «Божья Матерь с Чёрной горы». Монастырь расположен на высоте 1200 метров над уровнем моря в долине реки Алтындере. В Сумельском монастыре, с конца 4-го века н. э. и до 1922 года находилось одно из главных христианских сокровищ — знаменитая икона Богородицы Панагии Сумелы.

Согласно преданию, икона Богородицы написана самим апостолом Лукой. Дошедшие до наших дней исторические документы и имперские указы об основании в конце IV века монастыря Сумела подтверждают факт пребывания святого апостола Луки в римской провинции Ахайя на севере полуострова Пелопоннес.

Со временем икона очутилась в Афинах, в одном из храмов в честь Божией Матери, где и оставалась до прихода к власти Императора Феодосия I (379–395 гг.), когда, по преданию, Богоматерь явилась некоему Василию и повелела ему принять монашество вместе со своим племянником Софронием. Приняв постриг, они посетили один из афинских храмов, в котором хранилась икона Богородицы. Явление Богородицы повторилось, и им было сказано следовать на восток к горе Мела. При этом на их глазах икона была унесена двумя ангелами. После некоторых поисков Варнаве и Софрониму удалось добраться до горы Мела и обнаружить в гроте, который находится высоко на обрывистом склоне, чудотворную икону. Именно это место предназначила для них Богородица. Но иноков посетило сомнение, так как поблизости не было никаких источников воды, и поэтому жить здесь представлялось невозможным. Они стали взывать к Богородице, умоляя о помощи. И тут произошло чудо, скала над пещерой раскололась, и из щели полилась свежая вода. Так возник чудотворный источник, ставший одной из главных святынь будущего монастыря.

Вскоре, следуя за молвой о двух монахах-подвижниках, в пещеру стали приходить паломники. Некоторые оставались и принимали монашество. Монахи Варнава и Софроний при поддержке соседнего Вазелонского монастыря построили келью и уникальный скальный кафоликон в гроте — храм Успения Святой Божьей Матери. Были возведены монастырские постройки — многоярусный комплекс, сочетающий жилые и хозяйственные помещения. Создатели монастыря продолжили деятельность и вне святого места. В 12 километрах от монастыря, напротив села Скалита был построен храм Святого Константина и Елены, а в 2 километрах — часовня Святой Варвары. К моменту кончины его основателей, умерших в один день в 412 году, монастырь процветал. Лечебные свойства источника сделали его известным не только среди христиан, но и среди мусульман, которые до сих пор посещают святыню и просят благословения Богородицы.

Со временем монастырь приобрёл громкую славу среди обителей Понта и всей империи. После 635 года он подвергается набегу арабов. Здания были осквернены и сожжены, насельники перебиты или уведены в рабство. В 664 году, при императоре Константе II, под руководством крестьянина по имени Христофор, обитель восстанавливают, а спасённая реликвия вновь располагается в кафоликоне. В монастырь стали снова приходить паломники, некоторые из них принимали постриг.

Расцвет монастыря приходится на период Трапезундской империи (1204—1261 гг.). Кроме иконы Богородицы в обители хранятся: мощи Святых Варнавы, Софрония и Христофора, часть древа Креста Спасителя, инкрустированного в резной деревянный крест. В 1349 году в монастыре коронуется, в качестве императора Трапезундской империи, Алексей II Комнин. После падения Трапезундской империи в 1461 году, начиная с султана Селима I Явуза, около 1514 года, обитель получает подтверждения своих привилегий и от турецких монархов. В XVII веке возводятся дополнительные укрепления — так называемый «замок» и монастырь приобретает примерно тот вид, в котором он дошёл до наших дней: пятиярусный комплекс с 72 кельями и библиотекой. Верхний, пятый ярус, выполнял и фортификационные функции.

На территории обители имеются уникальные фрески, интерес к которым вызван, в первую очередь тем, что они были написаны без соблюдения канонов. Османское правление наложило свой отпечаток на внутреннее убранство монастыря — смешение православия и изысканного восточного стиля. Вокруг монастыря были построены маленькие храмы в честь разных святых. В эпоху XVIII—XIX вв. монастырь достиг наибольшего процветания. В библиотеке монастыря хранились бесценные документы и множество старинных рукописей.

Монастырь Панагия Сумела в ХХ веке

Неудачная для Греции греко-турецкая война (1919—1922 гг.) и поражение восстания понтийских греков против турок в 1922 году, а также прямое предательство держав стран-членов Антанты, включая и тогдашнее правительство Греции, христианского населения (армян, ассирийцев и греков-понтийцев), вынуждает насельников покинуть обитель. Монахи, перед вынужденным исходом в 1923 году, спрятали в часовне Святой Варвары икону Богородицы, Евангелие преподобного Христофора и крест императора Трапезунда Мануила Комнина. Несмотря на Лозаннский мирный договор 1923 года, к 1924 году монастырский комплекс был осквернён, разграблен и cожжён.

В 1930 году, по инициативе премьер-министра Греции Элефтериоса Венизелоса, премьер-министр Турции Исмет Инёню, находившийся с визитом в Афинах, разрешил направить делегацию в Понт для вывоза в Грецию символов православия и Эллинизма.

К 1930 году в живых осталось только два монаха исторического монастыря. Иеремий, живший неподалёку от Салоник, который был уже очень стар и отказался ехать из-за болезни ног и из-за того, что не хотел вновь пережить страшные сцены турецкого варварства. Второй монах — полный здравия Амвросий Сумелиот, настоятель храма Святого Целителя в Тумбе, в Салониках. От Иеремия Амвросий узнал о том, где спрятаны священные реликвии. 14 октября Амвросий отправился в путь и через несколько дней вернулся в Афины не только с реликвиями, но и с Понтом, как писал тогда министр Леонидас Иасонидис: «В Греции были понтийцы, но не было Понта. С иконой Панагия Сумела к нам пришёл и Понт». День памяти иконы Панагия Сумела — 15 августа. День памяти основателей — 18 августа.

ХХI век. Возрождение Святыни

В 2007 года по инициативе Ивана Саввиди и с благословления Архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеймона «Благотворительным Фондом И. И. Саввиди» организована первая паломническая поездка священнослужителей и мирян к православной святыне Панагия Сумела.

В августе 2010 года в монастыре впервые за 88 лет состоялась православная литургия, которую провел Вселенский Патриарх Варфоломей. Праздничная служба в день Успения Святой Богородицы прошла на двух языках — древнегреческом и церковнославянском, при участии представителей трех поместных православных церквей — Константинопольской, Русской и Элладской. На литургии присутствовало около 600 паломников из разных стран мира. Всего в праздничный день монастырь посетило более 4000 человек, в том числе паломническая делегация из стран бывшего СССР (России, Украины, Грузии, Казахстана, Беларуси) в количестве 500 человек.

По завершении литургии Патриарх Варфоломей сказал: «Наши молитвы звучат о единстве и мире. Именно с этой целью мы прибыли сюда».

«Сегодня открывается новая страница в истории христианского мира, — отметил в интервью журналистам Иван Саввиди. — Время религиозных войн прошло, настало время диалога, компромисса, поиска новых решений, реализация которых должна привести к духовному укреплению человека. Ведь высокая человеческая мораль одинаково важна и для исламского мира, и для православного. Самым главным итогом состоявшего события можно считать слаженную совместную работу совершенно разных людей — верующих и неверующих, христиан и мусульман, турок, греков, русских. Стало очевидным, что сама идея проведения литургии в монастыре Панагия Сумела была ниспослана нам Господом Богом, и мы выбрали правильный путь».

Посещение святых мест даёт возможность паломникам, помимо дополнительных знаний об истории религии, проникнуться духом православия, ощутить живую энергетику святых мест.

О Понт! Ты ныне странник на
Планете этой… И в Азии, и в Африке,
В Австралии, Америке, Европе —
Повсюду слышим мы
В смычке блуждающем
Призывы лиры — набат войны,
Наитие воспоминаний,
Мотив легенд — всё то, что
Подвиг есть народный,
И там где расцветает слово,
Творят терпенье и добро
Тоску по родине суровой:
Святой Софии купола
Хранят завет и упованье;
Весть смены вех Архангела;
И Панагии состраданье,-
Кто при распятье славила
Всевышнего.
Живи, о Понт! Крепка
Потомков Александра вера!
Боголюбивый! Свободный,
Словно ветер, в нём Византии дух!
Радость Земли в его полёте!
Небесная любовь!
И чаяния народа!
Стремленье в будущее,
Победы жажда — лишь для неё одной.
Для Родины!

Савва Саввиди

Поделиться: