Федеральная
национально-культурная автономия греков России
Ассоциация
греческих общественных объединений России
Андреади Дмитрий Георгиевич

Андреади Дмитрий Георгиевич (1878–1914) — участник русско-японской войны 1904—1905 гг., один из первых российских военных летчиков, инструктор Севастопольской офицерской школы авиации, установивший ряд рекордов в области воздухоплавания.

Дмитрий Георгиевич Андреади родился в 1878 году в Константинополе. В 1889 году вместе с родителями и братом Михаилом переехал в Россию, где местом постоянного жительства семья избрала город Симферополь Таврической губернии. Здесь Дмитрий Андреади принял российское подданство и поступил воспитанником в Одесское юнкерское училище по первому разряду, и в 1904 году был произведен в первый офицерский чин. Командуя пехотным подразделением во время русско-японской войны 1904—1905 гг., Дмитрий Георгиевич отличился в боях, за что был награжден орденами Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом и Св. Анны «За храбрость», а по окончании войны и заключения мира с Японией продолжал службу в 211-м Евпаторийском пехотном резервном полку состоял в чине поручика.

Штабс-капитан Д.Г. Андреади со своим механиком. Фотография из газеты того времени

В мае 1911 года, уже в чине штабс-капитана, Андреади зачислили в Севастопольскую офицерскую школу авиации, где он прошел полный курс обучения полетам на летательных аппаратах и уже через три месяца, в августе, сдал пилотский экзамен. В том же году в числе других летчиков Дмитрий Георгиевич участвовал в окружных маневрах на аэроплане «Фарман», и за отличие удостоился присвоения звания военного летчика, а в августе 1911 года установил всероссийский рекорд по продолжительности полета с пассажиром на борту, пробыв в воздухе 2 часа 35 минут.

Встреча штабс-капитана Д.Г. Андреади в Москве (1912 год)

В начале 1912 года школа перебазировалась на более удобный аэродром, расположенный к северу от Севастополя за долиной реки Качи, где к тому времени завершились работы по устройству взлетно-посадочного поля и передвижных ангаров для самолетов системы «Блерио» и «Ньюпор». 10 (23) января штабс-капитан Андреади с механиком школы Дорогим совершил перелет на одном из первых двухместных аэропланов «Блерио» с летного поля в Севастополе на Качу, куда затем перевели часть команды и обслуживающего персонала школы.

Сообщение в газете о прибытии штабс-капитана Д.Г. Андреади в Москву (1912 год)

В конце мая 1912 года Всероссийский аэроклуб ходатайствовал перед правительством о разрешении проведения в пользу национального воздухоплавательного фонда праздника «День воздушного флота», который, по замыслу организаторов, должен был состояться в конце июня. В программу праздника входили полеты на дирижаблях, воздушных шарах и аэропланах. Штабс-капитан Д. Г. Андреади в это время готовился к задуманному им перелету из Севастополя в Одессу. Его инициатива была поддержана начальником авиашколы полковником С. И. Одинцовым.

Ранним утром 2 (15) июня 1912 года Андреади вылетел из Севастополя на аэроплане «Ньюпор», взяв курс на Перекоп. Совершив беспримерный по тому времени перелет по маршруту Севастополь — Херсон — Одесса — Кременчуг — Полтава — Москва — Петербург, штабс-капитан Д. Г. Андреади установил мировой рекорд, вошедший в историю авиации. Путь, преодоленный севастопольским военным летчиком, составлял около 2.800 верст (3.000 км), на протяжении которых он придерживался в среднем высоты 700–800 м, и лишь над Москвой поднялся до отметки 1.200 м. Аварий и серьезных повреждений летательного аппарата на протяжении перелета не было, а задержки происходили, главным образом, из-за некачественного бензина. Приближаясь к Новгороду, Андреади попал в грозовую тучу, которую благополучно миновал. Привыкший к полетам над Крымскими горами, он спокойно пролетел над Валдайской возвышенностью, считавшейся опасной для совершения воздушных полетов. Спать приходилось мало, поскольку Дмитрий Георгиевич имел обыкновение вставать в 2–3 часа ночи. В течение месяца летчик потерял 17 фунтов веса. За совершенный беспримерный по тому времени перелет штабс-капитану Д. Г. Андреади была поднесена большая серебреная ваза в качестве подарка от Императорского Всероссийского аэроклуба. Кроме того, в его честь был утвержден переходящий кубок российских авиаторов «За совершенные дальние перелеты».

Фотография с поздравительной надписью и автографом Д.Г. Андреади

27 июля (9 августа) 1912 года Д. Г. Андреади вернулся из Петербурга в Севастополь, где на вокзале его встречали начальник Севастопольской школы авиации полковник С. И. Одинцов и летчики-инструкторы. В их сопровождении Дмитрий Георгиевич отправился на Качинский аэродром, где был торжественно встречен личным составом школы. Перед построенной на летном поле командой офицеров и нижних чинов полковник Одинцов приветствовал вернувшегося авиатора речью, в которой отметил, что «успешное выполненное Андреади воздушное путешествие из Севастополя до Петербурга покрыло славой его и школу, воспитанником которой он является». Он также отметил, что, совершив этот перелет «при крайних трудностях и физических нагрузках» «свято выполняя приказания», штабс-капитан доказал «высокое достоинство самолета „Ньюпор“, избранного для снабжения им авиационных отрядов русской армии».

Вскоре по возвращению в Севастополь Д. Г. Андреади был назначен инструктором Севастопольской школы авиации. Греческий принц Николай, проезжавший в августе 1912 года через Одессу, выразил свое восхищение знаменитому авиатору и пригласил его на службу в Грецию, однако Андреади отклонил его предложение.

Заметка о Д.Г. Андреади в газете "Крымский вестник"

В сентябре 1912 года штабс-капитан Андреади был командирован во Францию для покупки партии новых аэропланов для Севастопольской школы авиации. В апреле 1913 года он осуществил беспосадочный перелет по маршруту Феодосия — Севастополь — Керчь, а спустя три месяца под его командованием был выполнен групповой перелет из Севастополя в Евпаторию и обратно. Эти полеты принесли Дмитрию Георгиевичу еще большую известность.

С 1913 года обязанности начальника Севастопольской школы авиации стал исполнять капитан князь А. А. Мурузи, совместно с которым Д. Г. Андреади участвовал в экспериментах по изучению возможности использования почтовых голубей, отправляемых с аэропланов или с мест их посадок для передачи информации. Проведенные в процессе тренировочных полетов опыты с голубями дали ряд положительных результатов.

20 марта (2 апреля) 1914 года Д. Г. Андреади трагически погиб при выполнении тренировочного полета на «Ньюпоре». В это время в Каче находился П. Н. Нестеров, завершивший перелет по маршруту Киев — Одесса — Севастополь. «Утром я полетал немного, затем спустился, взял пассажира и направился в Севастополь, — писал он о случившемся жене. — Я сделал несколько кругов над городом и вернулся на аэродром. Увидел толпу, спустился рядом. Оказалось, убился Андреади. Взлетел, сделал большой крен и не имел возможности его выровнять, зацепил крылом и убился. Впечатление ужасное, в особенности для меня, как будто бы я принес им это несчастье».

Объявление о гибели штабс-капитана Д.Г. Андреади в газете

О гибели Д. Г. Андреади сообщали все газеты того времени, приводились ее подробности, но истинная причина катастрофы так и осталась до конца не выясненной. Гибель выдающегося российского авиатора-грека штабс-капитана Дмитрия Георгиевича Андреади была очередной в списке жертв первых покорителей воздушного океана в начале ХХ века.

Ставрула МОСХУРИ

Центр греческих исследований им В.Х. Кондараки

Поделиться: