Федеральная
национально-культурная автономия греков России
Ассоциация
греческих общественных объединений России
Бисти Дмитрий Спиридонович

Дмитрий Спиридонович Бисти (27 июня 1925 — 21 октября 1990) — Народный художник РСФСР, Член-корреспондент Академии художеств СССР, Действительный член АХ СССР, Вице-президент АХ СССР.

Учился в 1939–1941 годах в средней художественной школе при Художественном училище памяти 1905 года.

В 1952 году окончил Московский полиграфический институт. Ученик московских графиков А. Д. Гончарова и П. Г. Захарова.

С 1947 года начал работать в издательствах «Художественная литература», «Детская литература», «Современник».

Значительная часть творчества Бисти посвящена дизайну книг, работе со шрифтами, конструированию макетов, оформлению титульных листов, переплетов и суперобложек.

Оформленные и проиллюстрированные Бисти книги не только показывают эволюцию его творчества, но и выявляют духовный мир художника, отношение к жизни, истории и современности, к далеко не банальным понятиям добра и зла. Мастерство владения рисунком и гравюрой дает ему большую свободу в трактовке литературного материала.

В его творчестве воплотилось все наиболее характерное для поколения художников книги, следующего за славной плеядой мастеров 1920–1940-х годов.

Первые иллюстрационные серии Бисти, в которых уже явственно выявлен и своеобразный творческий почерк и позиция художника-оформителя, относятся к началу 1960-х годов. Это были иллюстрации к роману Ирвина Стоуна «Жажда жизни» (1961) и сборнику новелл Проспера Мериме (1963). Однако только в работе над сборником «Стихи и поэмы» Эдуарда Багрицкого (1964) полно и свободно проявилось представление Бисти о жизни и искусстве. Незаурядный творческий и человеческий темперамент художника совпал здесь с буйной стихией поэзии, пронизанной романтическим, восприятием революционной эпохи.

В композициях Бисти отсутствуют случайности, и остается только главное. Поэтому в иллюстрациях к разделам «Последняя ночь» и «Дума про Опанаса» есть ощущение достоверности исторической эпохи, передан стремительный бег времени как категории почти физической, противопоставлены растерянность, трагичность уходящего мира и пафос завоевания мира наступающего.

Чем дальше продвигается работа Бисти, тем глубже, год от года, постигает он специфику изображения, входящего в книгу. Специфику, которая раскрывается в результате многих лет работы и размышлений. С одной стороны, существует древнейший и непреложный, как течение времени, процесс чтения, магия переворачивания страниц и преобразования знаков, букв, в образы, возникающие в сознании читателя. С другой — иллюстрации Бисти, их образный строй тактично и ненавязчиво вплетаются в течение мыслей читающего, совпадая с его представлениями, направляя их.

Иллюстрация к произведению "Энеида" Вергилия, 1971 г.

Композиции Бисти вписываются в страницы не как в станковый лист, но в пространство всей книги, не иллюстрируя отдельные сюжеты, а конструктивно и графически интерпретируя литературный источник в целом. Каждая иллюстрация находит свое точное место в тексте в соответствии с развитием фабулы. Он придумывает шрифт, строит макет, конструирует все элементы книги.

Мастерски владея рисунком, гравюрой на дереве и офортом, художник проиллюстрировал множество произведений античной и средневековой литературы, русской и зарубежной классики, книг для детей. Среди них новеллы Акутагавы, «Энеида» Вергилия, «Песнь о Роланде» и «Песнь о Сиде», «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Хождение за три моря», «Слово о полку Игореве», ставшие классикой отечественной книжной графики.

Иллюстрация к комедии А.Грибоедова "Горе от ума"

Трагические или ироничные, иллюстрации Бисти всегда темпераментны, остро выразительны, эмоциональны. Необычайно ярко эти особенности рисунков художника проявились в оформлении «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, «Метаморфоз» Апулея, «Повестей» В. Ф. Одоевского.

Иллюстрация к произведению "Илиада" Гомера, 1977 г.

Дмитрий Спиридонович Бисти участвовал в оформлении двухсот томной серии «Библиотека всемирной литературы», за что получил звание Лауреата Государственной премии СССР.

Его произведения находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, многочисленных государственных и частных собраниях в России и за рубежом.

При написании статьи были использованы материалы из статьи М. Лазарева «Бисти Дмитрий Спиридонович», информация с портала «Лаборатория фантастики», свободной энциклопедии «Википедия».

Поделиться: