Федеральная
национально-культурная автономия греков России
Ассоциация
греческих общественных объединений России
Николай Петрович Химона

Николай Петрович Химона (25 сентября 1864 — июль 1929) — русский и греческий художник и педагог, ученик Куинджи, член общества русских акварелистов.

Родился 25 сентября 1864 года в греческой семье. Его родителями были мещане города Евпатории: отставной унтер-офицер Пётр Павлович и Фотиния Николаевна. Отец будущего художника — Петр Павлович Химона служил унтер-офицером Балаклавского греческого пехотного батальона (с 1846 года), в Крымскую войну участвовал в обороне Севастополя. За ратные подвиги был удостоен ордена Св. Георгия. Мать — Фотиния Николаевна Василикиоти, родом из крымской греческой деревни Карань, жители которой были потомками греков, получивших убежище в России после неудачного восстания против турок в 1774 году.
Детство Николая прошло в Евпатории, где семья занималась коммерцией. Он получил хорошее домашнее образование, играл на скрипке, знал иностранные языки.

Живописное мастерство изучал в Петербурге. Сначала поступил в головной класс Центрального училища технического рисования (ЦУТР), а с 1889 года стал вольнослушателем Императорской академии художеств (ИАХ). Учился в пейзажном классе у Ивана Шишкина, затем у Архипа Куинджи, с которым сохранял дружбу все последующие годы. Окончил курс в 1897 году со званием классного художника за пейзаж «Весенняя гроза». На следующий год в группе учеников Архипа Куинджи на средства учителя побывал в Берлине, Дрездене, Вене и Париже.

С 1897 участвовал в Весенних выставках в залах ИАХ и выставках Общества русских акварелистов.
В 1902 году Химона женился на Ольге Алексеевне Хитрово дворянского происхождения, супруги поселились в Павловске. В 1904–1905 годах он совершил первое путешествие на родину предков в Грецию.

Ольга Алексеевна Хитрово

Писал пейзажи, отдавая предпочтение видам южной России и Крыма. Интересовался световыми эффектами, любил изображать облака, море, большие пространства. С годами в работах усиливалась экспрессия.

В 1902 выставленная на Весенней выставке картина Николая Химона «Финляндия» была приобретена Музеем Александра III.

"Финляндия. Закат солнца", 1901 г.

В 1903 получил 1-ю премию Императорского общества поощрения художеств за картину «Мельница» («Зима»), в 1907 — 1-ю премию им. Александра III из Фонда А. И. Куинджи за картину «К весне» (в 1908 она была отмечена малой золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене). Акварели приобретались вдовствующей императрицей Марией Федоровной и Великим князем Владимиром Александровичем. Работы репродуцировались в журналах «Солнце России», «Вершины», «Нива», «Огонек», в приложениях к газете «Новое время» и на открытках Общины Св. Евгении.

"К весне"

В 1897–1919 годах преподавал в Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств (ОПХ), где руководил декоративно-малярной мастерской, вел общерисовальный и этюдный классы, с 1900 года — инспектор школы.

В 1904 году был избран действительным членом ОПХ, в 1909 году стал одним из учредителей Общества имени Архипа Куинджи, в 1916 году был удостоен звания академика.

После Октябрьской революции Химона участвовал в 1-й и 2-й выставках Общества им. Архипа Куинджи (1917, 1918), 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (1919) и других.

В годы Гражданской войны жена художника по доносу была арестована новой властью за передачу посланий политическим заключенным. Попытки освободить жену не увенчались успехом, оставаться в Петрограде было опасным, и художник уехал в Крым к родственникам, а оттуда в 1919 году эмигрировал в Грецию.

В Греции, пытаясь оправиться от пережитых в России ужасов, первое время жил на знаменитой горе Парнас вместе с пастухами. Парнас вдохновил на серию картин, изображающих «нетуристскую» Элладу.

"Руины греческого храма"

Вскоре в Грецию приехала и Ольга Химона, сумевшая все-таки выбраться из России. Обладая организаторскими способностями, она стала менеджером художника. Успех первой же выставки в Афинах позволил им приобрести дом в пригороде Афин — Сеполья. В течение 1920-х много путешествовал по стране, создал серии картин Пелопонесса, Крита, Санторини, Левкады, Керкера.

Почти ежегодно проводил персональные выставки в Афинах. В 1924 с помощью друзей устроил первую выставку в Лондоне, выставки повторялись и в последующие годы.

Скончался Николай Химона от малярии на острове Скирос, куда приехал для работы, там же был похоронен (могила не сохранилась).

В декабре 1929 Ольга Химона устроила посмертную ретроспективную выставку художника в афинской галерее Синтактон (118 работ), а в 1930 в лондонской галерее Arlington.

"Лодки в море", 1919 г.

Собрание работ Николая Химоны оставалось в руках вдовы вплоть до ее смерти в 1963 в Лондоне, где она находилась на лечении. В дальнейшем собрание находилось у ее ближайшей подруги баронессы Елизаветы фон Рейски, а после смерти баронессы, было перевезено ее племянницей во Францию.

В настоящее время наследие Николая Химоны находится, в основном, в Греции: 22 картины — в Национальной картинной галерее в Афинах, по нескольку работ в галерее на острове Родос, собрании Национального банка, галерее Аверов и в других частных коллекциях, а также во Франции и США. В России работы художника представлены в Русском музее, Третьяковской галерее, в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева, в краеведческом музее Евпатории и в частных коллекциях.

При написании статьи были использованы источники: Автобиография Николая Химоны (рукопись на греческом языке). Архив семьи Василькиоти. Греция.; Жалнина-Василькиоти И. Л. Николай Химона: путь на Парнас // Собрание шедевров (Москва). 2010, июнь. № 2 (25). С.46–55.; Калед. Во Дворце искусств // С.-Петерб. ведомости. 1911. 5 апр.; Макаренко Н. Школа Императорского Общества поощрения художеств. 1839–1914. Пг., 1914. С. 56, 58, 115.; Яремич Р. Живая художественная школа // Биржевые ведомости. 1915. 8 мая; Рерих Н. К. Из литературного наследия / Под ред. М. Т. Кузнецовой. М., 1974. С. 611.; Рылов А. А. Воспоминания. Л., 1977. С. 283.

Поделиться: