Федеральная
национально-культурная автономия греков России
Ассоциация
греческих общественных объединений России
Калафати Василий Павлович

Василий Павлович Калафати родился в Евпатории 29 января (10 февраля) 1869 года в семье греков-переселенцев. К сожалению, не сохранилось никаких сведений когда, при каких обстоятельствах и откуда семья Калафати переехала в Россию и обосновалась в Евпатории. Согласно рукописной анкете, заполненной в 1936 г. Василием Калафати, его отец, Павел Калафати, был выходцем из мещанского сословия, служащим (учителем). Чтобы выжить в 30-е годы происхождение должно было соответствовать эпохе…

Из ранних документов в семейном архиве сохранился только паспорт, выданный 29 ноября 1898 г. в г. Евпатории Таврической губернии Василию Павловичу Калафати, мещанину, греку православного вероисповедания. Девичья фамилия его матери — Хрисикопуло. Как было принято в те времена, она занималась домом и детьми. Семья была большая — двенадцать детей. Судьбы их, к сожалению, не известны. Достоверно известно только то, что его брат, Дмитрий Павлович Калафати, был социал-демократом и остался в российской истории как участник проходившего в 1902 году в Брюсселе Второго съезда Российской социал-демократической партии.

О его родственниках по линии матери имеются сведения в «Справочной книжке о городе Евпатории за 1897 год», где упоминается купец Г. И. Хрисанопуло, имеющий в заливе Бокал (в 70 верстах от Евпатории) собственный рыбный завод. Справочник начала ХХ века сообщает, что в доме городского головы С. Э. Дувана по ул. Соборной (ныне ул. Тучина) располагалась нотариальная контора А. В. Хрисонопуло.

В Государственном архиве Автономной республики Крым хранится документ, гласящий: «…домовладелец Николай Калафати до 13 марта 1900 года должен устроить тротуар на южной стороне Вашего здания, находящегося против пристани, рядом с домом Панайотова». Дом грека, купца Афанасия Федоровича Панайотова, был построен в 1899 году на главной улице города — Лазаревской (ныне ул. Революции) напротив пристани РОПиТ (Российского общества пароходства и торговли). Двухэтажное здание оригинальной архитектуры, украшенное изящной лепкой с морской символикой, с 1984 г. является памятником архитектуры. К восточному фасаду ранее примыкали одноэтажные торговые ряды, а к западному — одноэтажное здание, использовавшееся под магазины. С 1890 года братья Павел и Николай Калафати получают разрешение на содержание здесь трактира. И по вполне понятным причинам Василий Калафати в советское время никогда не упоминал о роде деятельности своих родных в Евпатории.

Жила семья Калафати в достатке, большое внимание родители уделяли образованию детей, поэтому Василия отдали учиться в гимназию. Мужская прогимназия в Евпатории была открыта 14 сентября 1876 г. Вначале она не имела собственного здания и располагалась в арендуемом помещении на улице Лазаревской (ныне — ул. Революции, 52). Первоначально в евпаторийской гимназии преподавался неполный гимназический курс, были открыты только первые три класса и один подготовительный. Такой вид учебного заведения именовался в России прогимназией. Согласно Положению от 1864 года прогимназии были самостоятельными учебными заведениями. С 1866 года прогимназии получили право экзаменовать выпускников на звание приходского учителя и на первый классный чин. Учебная программа прогимназии полностью соответствовала преподаванию в начальных классах гимназии и давала возможность продолжать образование в полной гимназии — Симферопольской или любой другой.

В гимназические годы проявились способности юноши к музыке. В своей автобиографии Василий Калафати писал:

…В гимназии пел в хоре и часто заменял преподавателя пения во время его отсутствия, а на уроках пения аккомпанировал хору на фортепиано или на гармониуме».

По окончании гимназии ему посчастливилось попасть к великолепному учителю — Густаву Карловичу Лео, под руководством которого он несколько лет занимался «…очень усердно фортепианной игрой и сочинением музыки». Уже в 18 лет Василий Павлович сочинил свои первые произведения для фортепиано, а также «Дуэт для двух скрипок», которые, к сожалению, не сохранились.

Лео Густав Карлович — выпускник Лейпцигской консерватории, прекрасный пианист и композитор, теоретик музыки и преподаватель Петербургской консерватории. Состояние здоровья было причиной его переезда в Евпаторию, где он продолжал заниматься музыкой и преподавательской деятельностью, передав свою любовь к музыке и знания способному ученику.

«За три года занятий с ним, — вспоминал Василий Калафати, — я приобрел довольно значительную фортепианную технику, знакомство с музыкальной литературой, главным образом, немецких композиторов и научился довольно складно сочинять». Впоследствии заполняя в анкете графу о начале научной, педагогической и творческой работы он писал: «…педагогической приблизительно с 1892 года, творческой с 1890 года».

Н.А. Римский-Корсаков

В 1892 году Калафати Василий Павлович переехал в Петербург, где обучался в консерватории под непосредственным руководством Н. А. Римского-Корсакова. Окончив в 1899 году Петербуржскую консерваторию по классической композиции, Калафати стал инспектором Петербургской консерватории (1901—1905 гг.), а с 1906 по 1929 год уже сам преподавал там. В 1908 году в качестве старшего преподавателя он вёл уроки по специальной гармонии, а в 1911 году одним из первых в России издал словарь «Спутник музыканта». В 1912 году Василий Павлович Калафати был избран профессором по композиции. Именно профессор консерватории Калафати Василий Павлович был преподавателем такого замечательного советского композитора, как Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

В 1928 году симфоническая поэма Калафати «Легенда» была удостоена премии на Международном конкурсе в Вене, посвящённом 100-летию со дня смерти Франца Шуберта. На следующий год Калафати вышел на пенсию. По словам его дочери Лидии, Василия Павловича уволили с работы за то, что он преподавал по старому методу.

Франц Шуберт, портрет

Стиль Калафати перекликается с сочинениями Римского-Корсакова и композиторов Беляевского кружка. Среди его сочинений наиболее известна симфоническая поэма «Легенда», написанная в память о Франце Шуберте и получившая премию на Международном шубертовском конкурсе, проводившемся в Вене в 1928.

Калафати также создал фортепианные переложения оркестровых пьес Анатолия Лядова, Второй симфонии Скрябина и других сочинений. Под его редакцией в Петербурге в 1911 году вышел в печать словарь-справочник «Спутник музыканта», ставший одним из наиболее популярных в своё время изданий подобного рода в России.

В 1936 году Калафати вспоминает о своём греческом происхождении и включает «Самьотиссу» в произведение для двух мужских голосов, сопровождаемое игрой на фортепиано.

5 ноября 1941 года, за два месяца до смерти, композитор получает свою последнюю награду в окружённом немецкими частями Ленинграде.

Сын композитора, Анатолий, последовавший по стопам своего отца, сохранил его архив, впоследствии проданный в одну из антикварных лавок на Монастираки в Афинах, откуда он был выкуплен Музыкальной студией факультета музыкального образования Ионического университета и перевезён на остров Керкира.

В январе 2008 года личный архив В. П. Калафати, состоящий из 138 печатных и рукописных произведений, был выставлен для обзора в выставочном зале Фонда искусств Телоглиу (Τελλόγλειου Ίδρυμα Τεχνών) при Салоникском университете им. Аристотеля.

Леонид Васильевич Калафати - сын Василия Павловича, заслуженный артист Чувашии, участник ВОВ

Список используемой литературы: Мусин И. А. Уроки жизни. — СПб.: Просветительско-издательское объединение ДЕАН+АДИАМ, 1995.

Поделиться: