Федеральная
национально-культурная автономия греков России
Ассоциация
греческих общественных объединений России
Кази Михаил Ильич

Михаил Ильич Кази (11.10.1839 — 24.06.1896), военно-морской инженер, организатор российского судостроения, капитан 1 ранга, видный общественный деятель, севастопольский городской голова (1873–1876), почетный гражданин Севастополя «За деятельность по возрождению города Севастополя после Крымской войны» (1875), старший брат генерал-майора С. И. Кази.

Среди выдающихся личностей, которыми так богата история Севастополя, во второй половине XIX века, едва ли не самой наибольшей популярностью пользовался Михаил Ильич Кази, обладавший высокими нравственными и незаурядными административными качествами. Его бурная «кипучая деятельность» способствовала возрождению города из руин и пепла и его дальнейшему экономическому и культурному развитию. «Это был человек по своим способностям выдающийся», — писал о нем С. Ю. Витте, и он был в этом не одинок. Современники еще при жизни Михаила Ильича оценили его многочисленные заслуги перед Севастополем.

Михаил Ильич Кази родился 11 октября 1839 год в семье дворян Таврической губернии, Ильи Андреевича Кази (1801–1886) и Александры Павловны, урожденной Мавромихали (1817–1880). Михаил Ильич, по свидетельству современников, «представлял собою тип грека, но грека очень красивого», имевшего «тонкие, античные черты». До 1854 года он воспитывался дома и получил прекрасное образование под руководством родителей, образованного гувернера-баварца и приезжавших из Севастополя в имение отца учителей. В 14-летнем возрасте Михаил Ильич заметно выделялся среди сверстников «очень хорошими способностями, живостью нрава и умом». В сентябре 1854 года, накануне Альминского сражения, семья Кази вынуждена была переселиться в Симферополь, в дом на улице Казанской. Переезд нарушил привычный уклад жизни, и домашнее систематическое обучение Михаила Ильича, его четырех братьев и трех сестер, стало невозможным. В 16 лет он был определен гардемарином в Черноморскую гардемаринскую роту в Николаеве, известную «отличной постановкой учебно-воспитательного дела». Осенью 1856 года Михаил Ильич, в числе других гардемарин, был прикомандирован к Морскому кадетскому корпусу для завершения образования, а 1857 года назначен на один из винтовых корветов отряда капитана 1 ранга Лихачева, на котором совершил переход из Кронштадта в Николаев.

Выдержав в 1858 году экзамен, М. И. Кази был произведен в мичманы, и в 1859 году, по приглашению директора и распорядителя Русского Общества пароходства и торговли Н. А. Новосильского, поступил на службу в это новообразованное акционерное общество. Вскоре его направили в Иерусалим, в распоряжение уполномоченного по устройству русской духовной миссии статс-секретаря Мансурова. Пробыв около года на Ближнем Востоке, Михаил Ильич вернулся в Николаев, где был зачислен в плавсостав Русского общества пароходства и торговли. С 1864 года он командовал различными пароходами Общества, на которых ходил по портам Черного и Средиземного морей, «в Атлантический океан до Лондона», а в 1865 году был назначен капитаном парохода «Великий князь Константин», строившегося в Ньюкасле на заводе «Митчелл и К».

Во время командировки в Англию проявились замечательные способности М. И. Кази, его «технический талант, энергия и трудолюбие, чуждые личного материального интереса», благодаря которым он выдвинулся на службе в Обществе пароходства и торговли, став помощником по пароходству при новом директоре Н. М. Чхаеве. «Кази в Одессе в Русском обществе пароходства и торговли играл очень большую роль», — отмечал С. Ю. Витте. В 1866 году Михаил Ильич был снова командирован в Англию для размещения заказа и наблюдения за постройкой пароходов «Генерал Коцебу», «Великая княгиня Ольга», «Азов», «Ростов» и других, которые предполагалось использовать для каботажного плавания. Эти командировки предоставили ему возможность ознакомиться с технологией производства и ремонта паровых котлов и завязать прочные отношения в Англии с ведущими судостроителями.

В 1869 году М. И. Кази вышел в отставку в чине капитан-лейтенанта и получил назначение на должность управляющего севастопольским адмиралтейством в Обществе пароходства и торговли. Проявив незаурядные организаторские способности, он «оживил деятельность адмиралтейства», что выразилось в сокращении сроков и экономии средств, затрачиваемых на ремонт пароходов и судов. Под руководством М. И. Кази в Севастопольском адмиралтействе получило развитие частное судостроение. С этого времени адмиралтейство стали называть Севастопольским морским заводом, ставшим в начале 70-х годов XIX века крупным и единственным судоремонтным предприятием на Черном и Азовском морях.

Севастополь. Вид на улицу Кази с высоты Карантинной улицы

С 1871 по 1874 гг., продолжая руководить делами морского завода, М. И. Кази состоял в должности помощника директора Русского общества пароходства и торговли, контролируя деятельность Общества в период продолжительного отсутствия в Одессе Н. М. Чихаева. В 1874 году Михаил Ильич был избран на должность севастопольского городского головы, в связи с чем в 1875 году оставил службу в Русском обществе пароходства и торговли, сосредоточив все свои силы и энергию на решении проблем, стоявших перед городом.

Его деятельность оставила «глубокий след в общественной жизни Севастополя» и «ознаменовалась целым рядом выдающихся событий». Михаил Ильич «быстро охватил все проблемы городской жизни и с юношеским пылом принялся за созидание города Севастополя, способствуя его возрождению из развалин и пепла», — писал современник. — «В начале развития города, то есть в 70-х годах, только такой мощный человек, как Михаил Ильич, мог провести в жизнь целый ряд насущных вопросов». Отзывчивый на всякое доброе дело, доступный для всех посетителей, любезный, приветливый он пользовался огромной популярностью у севастопольцев. Большое внимание он уделял развитию образования, благотворительности, торговли и ремесел.

Одним из первых шагов в деятельности М. И. Кази на посту городского головы было обращение к правительству с ходатайством «о предоставлении городу Южной бухты для иностранного торгового судоходства, которое увенчалось успехом». В марте 1875 года последовал Высочайший указ об открытии в Севастополе коммерческого порта для русских и иностранных судов. Это способствовало не только возобновлению торговли, экономическому развитию и процветанию города, но и увеличению численности его населения.

В городе не было ни одного среднего учебного заведения, и лишь благодаря «личным, особенным ходатайствам Кази», 10 июня 1875 года департамент государственной экономики принял решение об открытии в Севастополе шестиклассного Константиновского реального училища с основным и коммерческим отделениями, «принятого под благосклонное покровительство его императорского высочества великого князя Константина Николаевича». Мореходный класс в Севастополе и ремесленная школа, открытая при морском заводе Русского общества пароходства и торговли, подготовившие не одну сотню механиков и машинистов для флота, «своим устройством и процветанием обязаны исключительно М. И. Кази, который на собственные средства содержал мореходный класс в первые годы» его существования.

С открытием коммерческого порта появилась потребность в значительных кредитах. Михаил Ильич «тотчас же явился инициатором ходатайства об открытии в Севастополе отделения государственного банка», которое было удовлетворено в 1875 году. Наряду с этим, он явился инициатором и учредителем Общества взаимного кредита.

С именем М. И. Кази связано появление в Севастополе Исторического бульвара. В своем выступлении на заседании Городской Думы 19 июня 1875 года, он обратил внимание на то, что проведение Лозово-Севастопольской железной дороги и открытие в Южной бухте коммерческого порта приведут к интенсивной застройке этой части города и исчезновению сохранившихся укреплений российских войск, возведенных в дни героической обороны Севастополя. Михаил Ильич предложил «никогда не застраивать места бывших укреплений и устроить по линии бастионов Исторический бульвар. Для сохранения памяти о событиях обороны на бульваре простые камни с надписями указывали бы места и время выдающихся эпизодов осады и названий частей войск и имен, особенно отличившихся лиц, грудью отстаивавших Севастополь».

Городская Дума единодушно приняла предложение Михаила Ильича, но для его осуществления требовались значительные денежные средства, которых в городском бюджете не имелось. Тогда Кази возбудил ходатайство перед правительством об открытии всероссийской подписки на устройство Исторического бульвара в Севастополе. С предложением Городской Думы в Министерство внутренних дел обратился севастопольский градоначальник контр-адмирал П. А. Перелешн, и 28 ноября 1875 года разрешение императора Александра II на открытие всероссийской подписки для сбора денежных средств было получено. В 1876 году начались реставрация и отделка укреплений 4-го бастиона, как «самого достопамятного боевого пункта» обороны, а в 1881 году здесь закончили посадку деревьев и приступили к установке памятника. Так по инициативе М. И. Кази была увековечена память об одном из ярчайших эпизодов военной истории — первой героической обороне Севастополя.

После Крымской войны в городе имелась лишь одна маленькая больница на 12 коек, открытая в 1868 году. Она размещалась «в небольшом ветхом домике, буквально зажатом со всех сторон частными постройками», а ее обслуживающий персонал состоял из одного врача и двух фельдшеров. Михаилу Ильичу удалось добиться от правительства выделения крупной денежной ссуды для строительства нового здания больницы в Севастополе, начатого и завершенного в рекордно короткий срок. Новая больница, вместимостью до 100 человек, имела хирургическое, родильное, инфекционное и другие отделения.

Одной из злободневных проблем, стоявшей перед многими поколениями севастопольцев, был недостаток питьевой воды. «Наиболее выдающееся участие в ходатайстве перед правительством о сооружении в Севастополе водопровода принадлежит также Кази в период 1875 года». Кроме этого, «усилиями, стараниями» и «по инициативе» М. И. Кази было «отпущено городу 300.000 рублей на устройство хлебных магазинов», а также получено 50.000 рублей «за отошедшую от города под железную дорогу землю». По его же инициативе и личному ходатайству перед Морским министерством в 1875 году была учреждена и открыта линия пароходного сообщения между Севастополем и Константинополем.

Насколько севастопольцы ценили заслуги Михаила Ильича, видно из того, что городское общественное управление в лице Городской Думы, несмотря на кратковременный период его деятельности в должности городского головы, еще в 1875 году выступило перед правительством с ходатайством о присвоении ему звания «Почетного гражданина города Севастополя».

В 1877 году Михаил Ильич вступил в должность управляющего Балтийским судоремонтным и механическим заводом. С этого времени в его жизни начался новый, трудный период, полный удач и неприятностей. Деятельность М. И. Кази в качестве управляющего заводом принесла ему «громадную известность, как знатока корабельного и машиностроительного дела не только в России, но и за границей». «Завод — это не здание и не машины, а люди, — говорил Михаил Ильич. — Здание легко выстроить вновь, не трудно завести и машины, но подобрать людей, чтобы они при дружной совместной работе стремились к общей идее создать гармоничное целое — вот что трудно и может быть достигнуто лишь постоянною неусыпною заботливостью о подборе рабочего персонала». М. И. Кази был очень требователен к подчиненным, и угодить ему было нелегко. Он проводил политику жесткой экономии, технической реконструкции, замены английских служащих русскими, и, в конце концов, добился превращения завода из убыточного в прибыльное предприятие, не уступавшее по скорости выполнения заказов и качеству работы лучшим иностранным фирмам.

Находясь в Петербурге, Михаил Ильич оставался «защитником и покровителем Севастополя», в течение 20 лет «не оставляя город в своей поддержке и в руководящих советах». В июне 1885 года он был избран гласным севастопольской Городской Думы на четырехлетний срок. В Петербурге М. И. Кази выступал в качестве представителя от Севастополя на торжественных коронациях 1 марта 1881 года императора Александра III и 21 октября 1894 года императора Николая II.

Принимая во внимание «бесчисленные заслуги», оказанные Кази Севастополю, и «принесенную им громадную пользу по всем вопросам в течение 20 лет», севастопольская Городская Дума единогласно приняла решение о ходатайстве перед правительством о присвоении Михаилу Ильичу звания почетного гражданина города Севастополя, которое было Высочайше утверждено 21 декабря 1895 года. Узнав об этом, Михаил Ильич направил в адрес севастопольской городской Думы телеграмму следующего содержания: «От всей души благодарю за поздравление с дорогим для меня отличием, которое доставил мне родной Севастополь». Городское общественное управление подарило ему на память роскошный альбом с фотографиями видов Севастополя и надписью: «Признательные граждане — глубокоуважаемому Почетному Гражданину города Севастополя Михаилу Ильичу Кази».

Заслуги и отличия М. И. Кази перед Отечеством были отмечены следующими наградами: в 1869 году — орденом Св. Владимира 4 степени; в 1871 году — орденом Св. Станислава 2 степени; в 1872 году — орденом Св. Анны 2 степени с Императорской короной; в 1874 году, по особому представлению генерал-адъютанта А. А. Попова Александру II, за содействие при подъеме затопленных в годы Крымской войны судов большого водоизмещения — орденом Св. Владимира 3 степени.

г. Санкт-Петербург. Бывший дом Кази

В 1893 году М. И. Кази оставил пост управляющего Балтийским заводом в связи с передачей его в казну, и стал активно заниматься общественной деятельностью. Он возглавлял Комиссию по развитию торгового мореплавания, являлся членом Совета мануфактур и торговли Министерства финансов, принимал участие в заключение русско-германских торговых соглашений. 23 февраля 1894 года Михаил Ильич был избран председателем Русского технического общества, которое до этого в течение четырех лет не имело руководителя и находилось на грани распада. Всего два года возглавлял он Общество, но этого срока оказалось вполне достаточно, чтобы преобразовать его и решить ряд стоявших перед ним проблем: открыть в Петербурге свыше 30 технических училищ различного профиля, рассмотреть проекты «О водном пути к устью Енисея», «Об электрическом способе обработке металлов» и многие другие.

Михаилу Ильичу принадлежит проект «соединения Балтийского моря с Черным посредством водного пути», который был отклонен из-за высокой стоимости работ и недостаточной технической оснащенности того времени. Идея, заложенная в проекте М. И. Кази, была воплощена лишь в советский период.

Михаил Ильич Кази и его дочь Анна Михайловна

«Глубокий ум, большая работоспособность, познания в морском деле и технике, административный опыт, умение зажигать людей прогрессивной идеей» сделали Михаила Ильича широко известным в высших правительственных кругах. По свидетельству современников он имел не только горячих сторонников и единомышленников, но и сильных, влиятельных противников. В интересах дела Михаил Ильич «готов был сражаться и добиваться осуществления своих идей и планов, направленных на благо Отчизны».

К Михаилу Ильичу благосклонно относился Александр III. Государь, хотя и не поддерживал с ним личных отношений, много слышал о его деятельности, читал некоторые его статьи и был о нем всегда хорошего мнения. В 1895 году по личной просьбе императора Николая II, Михаил Ильич подготовил и представил записку о состоянии и перспективах развития военно-морских сил России, в которой впервые обосновал необходимость создания Тихоокеанского флота.

М. И. Кази являлся одним из организаторов и устроителей знаменитой Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, и 31 марта 1895 года был назначен ее генеральным комиссаром, но отказался от столь почетного назначения, оставив за собой лишь руководство двумя важнейшими отделами выставки — фабрично-заводским и машинным. Михаил Ильич скоропостижно скончался 24 июня 1896 года в Нижнем Новгороде, в номере гостиницы, куда вернулся с обеда у генерал-губернатора. «Ничего, казалось, не могло привести к такому печальному исходу — ни возраст, ни состояние здоровья. Он умер в постели, читая книгу…», — сообщалось в некрологе.

Михаил Ильич Кази похоронен в Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Прожив короткую, но деятельную жизнь, он вошел в историю как один из видных общественных деятелей второй половины XIX века. 25 октября 1897 года общее собрание Русского технического общества утвердило «Положение о премии и медали имени Михаила Ильича Кази» за лучшее техническое изобретение или исследование, которые присуждались один раз в пять лет 23 февраля — в день избрания Кази председателем Общества.

Именная медаль "От М.И. Кази"

Именем М. И. Кази были названы мыс на Новой Земле в Карском море; пароход, приобретенный в 1897 году в Финляндии для рейсов между Архангельском и устьем Печоры; школа в Санкт-Петербурге. В начале XX века одна из улиц Севастополя носила имя Михаила Ильича Кази (ул. Кази, ныне часть ул. Генерала Петрова).

Источник: Центр греческих исследований им В. Х. Кондараки

Поделиться: