Федеральная
национально-культурная автономия греков России
Ассоциация
греческих общественных объединений России
Костаки Георгий Дионисович

Георгий Дионисович Костаки — советский коллекционер греческого происхождения и подданства. Крупнейший коллекционер русского авангарда родился 5 июля 1913 года в Москве. Его отец Дионисий Спиридонович — греческий эмигрант, выходец с острова Закинф, коммерсант, мать Елена Эммануиловна — из семьи обедневших греческих аристократов. В семье было пятеро детей: четыре сына (Георгий родился третьим) и дочь.

После революции отец и сыновья стали работать шоферами. Как греческий подданный, отец устроился на работу в посольство Греции, туда же на должность водителя вскоре поступил и Георгий, окончивший семь классов средней школы. В 1932 году Георгий женился на Зинаиде Панфиловой, у них родились дочери Инна, Алики, Наталья и сын Александр. В 1939 году в результате дипломатических осложнений между СССР и Грецией греческое посольство закрылось. Костаки устроился сторожем в финское, а затем в шведское посольство. В 1944 году Костаки перешел на работу в посольство Канады на должность администратора, с дипломатическим статусом и, по некоторым сведениям, зарплатой $2000. На эти деньги Костаки и покупал картины для своей коллекции.

Осень 1976 года Георгию Костаки было 63 года, он работал в канадском посольстве. Многолетние теплые отношения с семьей посла вдруг заметно охладели. Ему недвусмысленно намекнули, что пора на пенсию. Власти СССР в то время борются со спекулянтами и принимаются за подпольный рынок искусства. В 1974 году во Львове арестовывают коллекционера и арт-дилера Владимира Мороза, коллекцию конфискуют. История Мороза вызывает панику среди собирателей Москвы и Ленинграда. В квартире Костаки дважды пропадают работы. Воры взламывают замок, но берут картины не со стен, а из запасника: восемь работ Кандинского, рисунки и гуаши Клюна. Горит дача в Баковке. Куда-то исчезают посетители. До лета 1976 года в квартире Костаки не было отбоя от визитеров, а в выходные за стол усаживалось 50–70 человек из близкого круга молодых художников и собирателей. Начинаются телефонные звонки с угрозами.

Георгий Костаки вместе с дочерью Алики пишет письма Брежневу и Андропову. В ответ — молчание. «Настал момент, когда жить с такой коллекцией в Москве стало не просто неуютно, а опасно», — рассказывла Алики Костаки в интервью Forbes Life.

По настоянию отца Алики больше не садится в его машину. Возвращаясь домой на проспект Вернадского, и отец, и дочь нарезают круги по Ленинскому, не едут напрямую через мост, опасаясь, как бы встречный грузовик не сбросил их в Москву­реку. Семья Костаки принимает решение эмигрировать. На кону — коллекция, дело всей жизни, залог благополучия семьи.

Фото из семейного архива Георгий Костаки с дочерью Алики. Остров Спецес, Греция

Мечтой Костаки было создать в Москве музей авангарда, а куратором коллекции назначить свою дочь Алики. Но вышло по другому: 834 произведения из собрания Костаки составили основу коллекции авангарда Третьяковской галереи, 1275 работ легли в основу коллекции Музея современного искусства в греческом городе Салоники, часть собрания икон вошла в коллекцию Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, 700 рисунков Анатолия Зверева — в сердце коллекции Музея Анатолия Зверева. В 2017 году, в столетний юбилей русской революции в шести заграничных турне русского авангарда из собрания Третьяковской галереи участвуют 22 картины, подаренных Костаки в 1977 году. Работы из коллекции Костаки продаются на мировых аукционах. Для новых русских коллекционеров заполучить картину из коллекции Костаки — особая честь и удача.

Выставка в Третьяковской галерее - Георгий Костаки. "Выезд из СССР разрешить…". К 100-летию коллекционера

Костаки начал свою собирательскую деятельность в тридцатые годы прошлого века с антиквариата. Потом он стал собирать произведения из старой голландской живописи, а также иконы (половина коллекции была им передана в Рублёвский музей). К авангарду Георгий Дионисович пришёл только в послевоенные годы. Первым его приобретением была картина, принадлежащая Ольге Розановой, гениальной, рано умершей художницы.

Георгий Костаки и его коллекция авангарда

В то время, когда Костаки начал собирать русских авангардистов, авангард был белым пятном в истории русского искусства, а тем немногим, кто им интересовался, приходилось выступать в роли первооткрывателей.

К основоположникам русского авангардного искусства относятся Михаил Ларионов и Наталия Гончарова. Что интересно, для Костаки все художники русского авангарда стали близкими и дорогими друзьями, независимо от того, был ли он с ними знаком (как, например, с Шагалом или Гончаровой и Ларионовым) или нет.

Георгий Костаки и художники. 1974 г.

— Я собирал и старых голландцев, и фарфор, и русское серебро, и ковры, и ткани. Но я всё время думал о том, что если буду продолжать всё в том же духе, то ничего нового в искусство не привнесу. Всё то, что я собирал, уже было и в Лувре, и в Эрмитаже, да, пожалуй, и в каждом большом музее любой страны, и даже в частных собраниях. Продолжая в том же духе, я мог бы разбогатеть, но… не больше. А мне хотелось сделать что-то необыкновенное. Как-то совершенно случайно попал я в одну московскую квартиру… Там я впервые увидел два или три холста авангардистов, один из них — Ольги Розановой… Работы произвели на меня сильнейшее впечатление. <…> И вот я купил картины авангардистов, принёс их домой и повесил рядом с голландцами. И было такое ощущение, что я жил в комнате с зашторенными окнами, а теперь они распахнулись, и в них ворвалось солнце. С этого времени я решился расстаться со всем, что успел собрать, и приобретать только авангард. Произошло это в 1946 году, — вспоминал коллекционер.

Надо отметить, что Костаки и сам занимался живописью. Так, в 1985 году он выставил свои работы в Афинах. В основном, это были «выдуманные» пейзажи, посвящённые российской природе.

Очень важен тот факт, что Государственный музей современного искусства в Салониках, созданный в 1997 году, практически был основан на коллекции работ русских художников-авангардистов, собранной Костаки, часть этой коллекции была куплена музеем у советского собирателя греческого происхождения. В настоящее время — это один значительных музеев в этой области искусства.

Само имя Георгия Дионисовича Костаки неотделимо от русского искусства, а его коллекционерскую деятельность можно сравнить с деятельностью таких коллекционеров начала XX века, как Третьяковы, Щукины и Морозовы.

Основное отличие заключается в том, что объект собирательства Костаки находился под идеологическим запретом.

Первая выставка картин из коллекции Костаки была устроена вскоре после передачи картин для участников музейного конгресса. По прошествии 20 лет в Европе и Америке устраивались десятки выставок из собрания Костаки.

Необходимо заметить, что затем уже ни одно крупное представление русского авангарда не обходилось без этой коллекции.

Разделённая в своё время коллекция Костаки была собрана воедино всего лишь один раз — на выставке в Афинах в 1995–1996 годах, по инициативе самой семьи Костаки и при поддержке греческого правительства. На выставках, прошедших в Германии, в Финляндии и в Москве, коллекция уже оказалась в далеко не полном составе.

Спустя много лет со дня смерти Георгия Дионисовича Костаки, можно с уверенностью сказать, что ему удалось сохранить большое количество произведений искусства, дав им новую, музейно-коллекционную жизнь, и открыть дорогу русскому авангарду на Запад. Очень важно, что известность этих произведений там — в те трудные времена — стала гарантией их сохранности в России! Всем, кто знал Георгия Дионисовича, памятны посиделки и приёмы в его знаменитой квартире, которая находилась на проспекте Вернадского в Москве. Эти вечера всегда сопровождались игрой на гитаре самого хозяина и прекрасным пением его супруги Зинаиды. Дионисыч, как его называли друзья, был единственным источником финансовой помощи для некоторых молодых художников.

Умер Георгий Костаки в 1990 году, но его дочь — Алики Костаки — продолжила творческую деятельность отца, и сегодня она успешно выставляет произведения из знаменитой коллекции не только в Греции, но и в России.

Фото из семейного архива Алики Костаки на выставке, посвященной ее отцу

При написании статьи были использованы открытые электронные источники

Поделиться: