Федеральная
национально-культурная автономия греков России
Ассоциация
греческих общественных объединений России
Альбина Акритас: Я пишу сердцем…а сердце мое в Греции
В скором времени Московское общество греков соберет наших соотечественников и эллинофилов на встречу с действительным членом Российской Академии художеств, Народным художником Российской Федерации, членом Союза писателей России Альбиной Акритас– 12 июля 2019 года ей исполнилось 85 лет
Альбина Акритас: Я пишу сердцем…а сердце мое в Греции

Говоря об Альбине Георгиевне Акритас невозможно не сказать о ее вселенском обаянии, высочайшей культуре поведения, простоте в общении с коллегами, соотечественниками, уважении к собеседнику, абсолютной философской самодостаточности, мудрости, любви к ближнему. Рядом с такими людьми как-то легче дышится, радостней становится мир.

Альбина Георгиевна родилась в Москве. Окончила живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Академии художеств СССР в Ленинграде, где ее педагогами были известные художники В. М. Орешников, А. А. Мыльников и Б. С. Угаров. С 1962 г. является членом Союза художников СССР и, начиная с этого времени, участвовала во всех крупных всесоюзных и российских республиканских выставках. В 1999 г. награждена золотой медалью Российской Академии художеств за серию графических работ о А. С. Пушкине.

Живописные и графические работы художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, музее современного искусства в Москве, в Русском музее в Санкт-Петербурге и во многих музеях городов России и стран СНГ. Работы Альбины Акритас приобретены галереями Э.Розенфельда «Les Oreades» (Париж, Франция), Марии Шереметьевой (Бостон, США), Отто Хайнца (Вена, Австрия), Його Риота (Киото, Япония), а также коллекционерами Англии, Германии, Греции и Южной Кореи.

С Альбиной Георгиевной мы беседуем на открытии ее выставки, которая состоялась помещении Академии художеств на Пречистенке и была приурочена к прошлому юбилею художницы.

— Альбина Георгиевна! Пройдя по залам вашей юбилейной выставки, невооруженным взглядом обращаешь внимание — большая часть ваших картин посвящена Греции.

— Я — гречанка по происхождению. Отец у меня грек. Когда-то, в 1904 году, дед приехал сюда на заработки. И остался в России. На Северном Кавказе есть греческое село Дубовая Балка. В этом селе жили все мои греческие родственники. Дед, отец, все… Потом была война. Честно говоря, в советское время, до своего первого посещения Греции в 1988 году, я мало придавала значение своему греческому происхождению. …Нас с вице-президентом Академии Д. С. Бисти, тоже, как и я, понтийским греком, пригласили на симпозиум понтийских греков. И только тогда, я ощутила, что я дома, что я на родине. Я жила тогда в Дельфах, и как бы среди античных героев. Кастальский ключ, Парнас, все это на меня произвело такое неизгладимое впечатление, что я туда стала ездить каждый год. У меня оказались там и родные и друзья. И вся моя любовь сконцентрировалась в этих поездках. Я их ждала! Греческие острова: Крит, Родос, Сирос — все это есть в моем творчестве. Потом пошли серии «Античное искусство», «Античные музы». «Похищение Европы». В общем, я этим живу. …Я живу в России, а душа моя в очень большой степени — в Греции. Я ее очень люблю! Я ее чувствую. Об этом говорят мои работы. Самое светлое в моем творчестве — это греческие пейзажи. Они — прекрасно светлые. Из Греции я всегда привозила идею. Вот «Прощание Гектора». …И песок, и эмаль, и масло, и темпера, и лак — все на свете! И в основе всего — любовь. …Я пользуюсь смешанной техникой, как говорил Шарден, а пишу сердцем. А сердце мое — в Греции.

— А какие-то природные средства из Греции, вы используете в работе?

— Вот, песок привезла, землю. Там же земля разноцветная, а самое главное — воздух, которым я напиталась, и потом все это выкладывалось в живописи.

— Присутствуют ли ваши работы в Греции?

— Ну, это частные галереи. Они присутствуют в каталогах.

— О чем мечтает гречанка, академик живописи Альбина Акритас?

— Мечтаю о Греции. Мечтаю стать ее полноценной гражданкой. Большую часть картин из моего греческого цикла подарить музеям и галереям Греции.

— Расскажите о ваших родителях, о вашем отце.

— Отец, Акритас Георгий Федорович, был кадровым военнослужащим. Репрессии, обрушенные на греков, его не коснулись. Он бы сейчас, попросту, был бы счастлив, зная, как я соприкасаюсь с Грецией. Мама моя — казачка. Симакова Галина Иосифовна. «Акритас» — это по- гречески означает пограничник. И казаки — военное сословие. Тоже охранители границ Отечества Российского. Вот такое родство!

— Вы говорите, что образцом для вас всегда служил великий русский живописец Илья Ефимович Репин. Кого из числа современных живописцев вы бы хотели выделить.

— Мои коллеги — очень хорошие художники. …Николай Багратович Никогосян. Дивный художник. Я его очень люблю. Зверьков. Михаил Михайлович Курилко. Тот же президент Академии художеств Зураб Константинович Церетели. Дмитрий Спиридонович Бисти — великолепный художник. …Его уже нет с нами. Я его очень уважала. Он был настоящим греком — из той категории, что и великий дирижер Одиссей Димитриади, на которых нам все надо равняться!

— Альбина Георгиевна! Вы стали художником по некоему призванию или к профессии вас привело стечение обстоятельств…

— Мне кажется, что я рисовала с самого рождения! В детстве, школе. Рисовала на книгах, на тетрадках. Посещала занятия в художественной студии для военнослужащих и их семей в Тбилиси. У меня всегда были мудрые педагоги.

— Расскажите о них…

— В тбилисской студии — это Шухаев Василий Иванович. В институте («Репинском») — это тогдашний ректор Орешников, Угаров…

— Живопись — это натюрморт, пейзаж, портрет. … Композиция. Судя по увиденным на выставке вашим картинам, вас притягивает и обнаженная натура.

— Самое большое удовольствие — обнаженная натура, а натюрморт — самое большое отдохновение.

— Тема вашей дипломной работы картина «Купание трактористок» (1961 г.) — это, пожалуй и есть песнь обнаженной «социалистической» натуре!

— Я хотела обязательно писать обнаженных, а мне не разрешали, не утверждали эскиз диплома. На картине «Купание трактористок» одна женщина снимает рубашку, другая отжимает волосы. Заход солнца и маленький трактор на горизонте. В. М. Орешников был руководителем диплома, и я долго не решалась показать ему свое творение — боялась, что меня не допустят к защите, а работа уже почти закончена. Пришел Виктор Михайлович, стоит, молчит. Сказал: «Ну что ж…». Мне стало ясно, что я защитилась!…

— Как вы считаете, нужен ли грекам Москвы в свой Греческий дом?

— Конечно, нужен! Он не только грекам Москвы нужен, он России нужен. Дом приобщения к великой греческой культуре! Я глубоко в этом убеждена!

— Хотелось бы, чтобы наша греческая молодежь имела регулярную возможность общения с вами, Альбина Георгиевна, с Еленой Антоновной Камбуровой, со многими нашими выдающимися соотечественниками, на которых ей необходимо равняться.

— Я с радостью всегда готова откликнуться на подобные начинания и готова способствовать всему тому, что всячески продвигает наш народ.

— Какие планы на будущее вы строите?

— Идей и желания работать огромное множество. Хочется быть здоровой. Чтобы с моими близкими ничего недоброго не приключалось. Чтобы мой традиционный жизненный маршрут «Дом-мастерская-дом» еще долго не менялся.

Никос Сидиропулос

«…Когда я пишу — я всецело там, в пространстве холста беседую с Диогеном, воюю с амазонками у стен Трои, пью чай с гейшами и самураями, играю в карты с Пушкиным… Увлекательно? Еще бы! И это не фантазия — так устроена творческая жизнь. Спасибо Устроителю! Вначале просто нравилось рисовать, но со временем, постепенно и незаметно мир изображаемый втянул в свое пространство и более не отпустил. Что ж, такой порядок меня вполне устраивает. И, если, как говорят на Востоке, мне снова предстоит воплотиться на Земле, я снова бы хотела стать художником…»

А.Акритас

674

Поделиться:

Другие статьи на темы: