Федеральная
национально-культурная автономия греков России
Ассоциация
греческих общественных объединений России
Памяти Феохариса Харлампиевича Кессиди
23 декабря – день Памяти о нашем великом соотечественнике, ученом и гражданине, патриархе мысли греков пространства былого Союза, философе и мыслителе Ф.Х.Кессиди
Памяти Феохариса Харлампиевича Кессиди

Ф. Х. Кессиди. Великий ученый философ антиковед. Философ и мыслитель. Публицист. Его не стало 13 лет назад. Общение с ним, прикосновение к мудрости нашего великого соотечественника, стало памятным, значимым, сущностным, что было в нашей жизни.

Он был мудрым и одновременно планетарно простым. Справедливым, великодушным и, одновременно, словно раскаты грома суровым, он был нашим голосом Правды и Совести. Каждый раз приезжая в Салоники, Прохома, посещаю дом его младшего брата Ахиллеса Кессиди, музей-квартиру Ф. Х. Кессиди, прихожу к его месту последнего земного упокоения. Исповеди души.

Только своим родителям, самым близким, ему, моим духовным наставникам и друзьям, нашим корифеям В. И. Сарианиди и Г. И. Ксандопуло я мог до конца открыть свою душу, исповедаться, поделиться своими терзаниями души. Это мои моральные и духовные наставники, мои учителя жизни. Более их у меня не осталось.

Он учил нас, своих соотечественников, жить не во лжи, быть достойными сынами нашего народа, наших отечеств, нести высоко свой народ, посвятить свою жизнь знаниям.

Именно к гражданам было обращено его слово, не к трусливым обывателям, которые давно передоверили право думать за них, вершить свою судьбу, как некрасовские крестьяне, добрым «барину» и «царю». Человек должен быть творцом своей судьбы!

Его голос — это глас гражданского общества, ответственных граждан за судьбу Родины.
Как важно знать эти уроки мудрости, мужества, достоинства нашего патриарха Мысли!
Они актуальны, как никогда, в дне сегодняшнем. Верьте разуму и голосу вашей совести!

Память о нем — в его книгах, статьях о нем, в проводимых его коллегами, соратниками и учениками «Аристотелевских чтениях» — под эгидой греческого Объединения России.

Он в жизни многих из нас сыграл свою важную роль — мыслительную, к Логосу-Слову.

Я счастлив, что в моей и сотен тысяч соотечественников жизни был такой учитель — наш моральный пастырь, наш моральный лидер, наш голос мудрости, чести и достоинства.

Это был человек огромной внутренней Свободы. Ему было не ведомо чувство страха, он никогда не рефлексировал перед сильными мира. Всегда шел на ты, срывал с них маски

Салоники. Прохома. В этот день на сельский местный погост к нему пришли самые близкие его люди. Поминальные свечи. Цветы. И слова благодарности от всех нас, что своим голосом, книгами, публицистикой, он колоколом пробуждал нас от спячки.

На памятнике в Прохома выгравированы слова: «Прохожий! Поведай Эллинам и народам былого СССР, что человек, прах которого покоится здесь, честно выполнил свой долг, распространяя по свету эллинскую мудрость и свободу».
Спасибо, Учитель! За то, что своим жизненным примером спасал наши души — от черствости, малодушия, лицемерия, фарисейства, соглашательства с реальностью.

Никос Сидиропулос

Мои воспоминания о нем. Две публикации от 2008 и 2009 гг.
Логос-Слово Патриарха Мысли. Апология Учителю.

Логос-Слово патриарха Мысли

«…Человек — не ангел, но и не животное. Он не лишен «искры божией» — идеальных и возвышенных помыслов и стремлений»
Со времени нашей последней встречи в Афинах 8 апреля 2008 года прошел почти год.

Перечень тем, затрагиваемых в наших разговорах с академиком философом Феохарисом Кессиди, традиционен — Его творческие планы, оценки процессам, происходящим в Греческом обществе и в репатриантской среде, воспоминания и суждения о событиях, сыгравших значительную роль в истории Советского Союза и современной России во второй половине 20-го века, в развитии фундаментальных наук.

…За этот год, со времени предыдущего 88-го по счету дня рождения и нашей встречи в афинском пристанище Феохариса Харлампиевичаи Ольги Николаевны Кессиди и дня сегодняшнего 89-го дня рождения нашего, греков постсоветского пространства, Аристотеля, в его жизни произошли следующие события. Вышел в свет его труд-исследование о древнегреческом историке Фукидиде на русском и греческом языках. Завершено написание его воспоминаний «Времена и Судьбы» (изданы в 2013 году) — свидетельства и оценки очевидца драматических перипетий истории Советского Союза и Современной России во второй половине 20-го века и советской науки, испытавшей идеологический пресс со стороны руководителей и идеологов советского режима со всякого рода «уклонами» и лженауками в сталинскую и последующие эпохи.

Возвращение к истокам

Полгода назад изменилось место жительства Феохариса Кессиди. Супруги Кессиди перебрались в местечко Прохомаблиз северной греческой столицы Фессалоники, где более подходящий климат для почтенного возраста нашего великого соотечественника.

В этом селении живет семья младшего брата академика — Ахиллеса Кессиди, вынужденная в смутные годы начала 1990-х покинуть Грузию, покинуть родную Цалку, священную Санту. Здесь, в этом месте, обрели новую малую родину семьи потомков трапезундской и триалетской Санты. Сюда к своим близким и соотечественникам, со многими из которых прошли Его детские, отроческие и юношеские годы, вернулся и он — академик философ Феохарис Кессиди. … Возвращение к истокам Феохариса Кессиди. Возвращение в родную священную Санту. Философский символический круг замкнулся.

В Сантетриалетской им прожиты первые 18 лет его жизни. В Сантеэлладской, ставшей с этого времени одним из центров новогреческой философской мысли, все мы, его коллеги, благодарные ученики и соотечественники поздравим Его, нашего Аристотеля и Сократа, с последующими 90-летием и, так ежегодно, до 100-летнего юбилея! Пусть же будет так!

Возвращение «Аристотелевских чтений»

В нашем последнем разговоре, буквально накануне дня его рождения, Феохарис Харлампиевич сообщил мне хорошую новость — его некогда аспирантом, а ныне доктором философии, профессором Геннадием Владимировичем Драчом совместно с греческой общиной Ростовской области, которую, как и греческую общину России и пространства бывшего Советского Союза, возглавляет Иван Саввиди — земляк академика Феохаиса Кессиди, предпринята попытка возобновления «Аристотелевских чтений». 23 марта 2009 года в Ростове-на-Дону — Аристотелевские чтения! Все наши соотечественники и коллеги академика Ф.Кессиди с нетерпением ждут его приезда в Россию, в столицу Южного федерального округа Российской Федерации. Ф. Х. Кессиди является так же, ко всем прочим его многочисленным почетным регалиям, и обладателем степени почетного профессора философии Ростовского государственного университета.

Об идеях и людях

— Так почему же, Феохарис Харлампиевич, великая идея «всеобщего счастья и равенства» потерпела сокрушительное фиаско в отдельно взятой стране, Советском Союзе, и во многих других, вставших под эти знамена, государствах?

— Потому что, уважаемый соотечественник, данная идея насаждалась силой («диктатура пролетариата») и, несмотря на кажущуюся привлекательность этого проекта «всеобщего рая на земле», не могла быть осуществимой на практике.

— Прямо-таки по Достоевскому — нам не нужно такое счастье, если на его «весах» оказалась слеза ребенка.

— На «весах» этого великого эксперимента миллионы жизней, безмерный океан человеческих страданий, десятки миллионов перекореженных человеческих судеб.

— Вот ты, Нико, пишешь, чтобы наших ребят из России присылали сюда на учебу. Ничего не имею против этого, но считаю своим долгом высказать суждения стороннего наблюдателя о греческом среднем и высшем образовании. …Здесь все — это не учеба. Наши заочники получают более фундаментальные знания, чем здешние очники. Каждый год, отслеживаю на протяжении 16 лет жизни здесь новости со «студенческих фронтов», они с завидным постоянством захватывают аудитории.

— Студенчеству в Греции даны многие права, которые ему в Советском Союзе советские вожди в 1930-х годах мудро посчитали оставлять эти «вольности» излишним.

— …В царской России студенческая вольница была только в университетах.
…В свое время наших студентов отправляли в начале учебного года на картошку и многие из моих студентов в московских вузах, затрудняющиеся отвечать на мои вопросы, ответствовали: «А мы, Феохарис Харлампиевич, ударно работали на картошке».

— Греческих студентов на картошку в греческие «колхозы» и «совхозы», увы, не отправляют — может быть там они бы излечились от большей части их «дури».

— Помню, я затруднялся, что тогда мне надо было делать с подобными неуспевающими студентами. …Здесь же, студенты, борясь за какие-то, грешен, не понятные мне права, а прав у них, на самом деле, больше, чем нужно для настоящей учебы, обладают абсолютной автономией. В пределы территории университетов полиция не имеет права заходить. Чем там занимаются молодые люди, мы можем только догадываться.
…И так вырываются из учебы месяц и более.

— Многое из того, что происходит в системе высшего образования в Греции, не подлежит пониманию с позиций здравого смысла.

— Вы мне можете объяснить, как один и тот же педагог может преподавать студентам историю, биологию, географию? Это нонсенс! …Знания в Греции географии достаточно специфичны….Студенты в Греции выбирают себе профессоров, предметы, количество часов, которые они отводят на тот или иной предмет. Студенты выбирают — преподаватели заискивают перед ними. Они совершенно искренне боятся студентов.

— Это что-то в парафраз констатации деления мира нашими античными предками — «Греки и «не греки» («Ελληνες και μηΕλληνες«). Такая вот глобальная самодостаточность….Все попытки со стороны последних греческих правительств провести реформу высшего образования вызывают негодование и протестную реакцию в среде студенчества.

— …Школьникам, чтобы получить знания, необходимо посещать платные фрондистириа (курсы), потому как школьных знаний явно недостаточно для поступления в вуз.

— Поделитесь с вашим опытом контактов с греческим студенчеством.

— Я им рассказывал о Советском Союзе, советских республиках, о чем они не имели совершенно никакого представления.

— Какие перлы вам выдавали наши молодые континентальные соотечественники?

— В течение трех лет я их просил „покаяться“ и рассказать, к примеру, о тех странах и народах, с которыми граничит Греция. Но никто мне в полном объеме на этот вопрос не ответил….Здесь многие родители сетуют на то, что их дети после школьных занятий приходят уставшими. Совершенно не понимаю, от чего им уставать? Каждое приходящее правительство клянется, что проведет реформу школы, высшего образования, но все остается на отметке благих пожеланий.

О государственных деятелях и политиках

— Согласитесь, в государственных делах многое зависит от „роли личности в истории“ — насколько харизматичен политик. Является ли он национальным лидером.


— …Как-то в разговоре с одним из заместителей министра просвещения Греции, которая разговаривала со мной как с каким-то крестьянином, говорила избитые до банальности вещи, мне пришлось прочитать ей лекцию о правилах хорошего тона и, завершив свой речитатив, уйти от этого так называемого руководителя греческого просвещения. Мне пришлось ей сказать: „Уважаемая, я профессор, о чем вы мне говорите?“. …Вот вам уровень, на этом примере, ментальности государственной управленческой элиты, поставленной государством „на просвещение“, „на культуру“ и т. д.

— Мне, уважаемый Феохарис Харлампиевич, продолжая тему непонимания вами, как один педагог может читать лекции по истории и биологии, так же непонятно, как один и тот же человек может „командовать“ обороной страны, а затем его культурой и образованием.

— Хочу обратить твое внимание на принципиальных различиях в трактовке категорий „политик“ и „государственный деятель“. У политиков, по большей части, присутствуют узко классовые интересы — как удержаться у власти. Эгоцентричные личные и групповые партийные интересы. Государственный же деятель живет интересами всей страны, всей нации, всех классов, всех слоев общества. …В Европе таким государственным деятелем был канцлер Федеративной Республики Германия Конрад Аденауэр. В 76 лет его сделали премьер-министром….Президент Франции де Голль. Премьер Индии Дж. Неру. Это государственные деятели такого масштаба, как Бисмарк. …А эти, вы их ежедневно видите по телевизору, политики, решают главную для них задачу — как бы подольше удержаться у власти.

— Возвращаюсь к наболевшему. Следовательно, абсолютное большинство политиков, приходящих на съезды Всемирного и Понтийского эллинизма, решают свои и партийные интересы?

— Ну да, а для чего еще? Для того, чтобы голоса иметь. Думаю, никто из наших греческих лидеров в Греции и в пространстве бывшего Советского Союза не обольщается на сей счет….Я, вообще-то, считаю совершенно излишним деление нашей нации на какие-либо „секции“ — Понтийский или Критский эллинизм. Не надо нацию делить на „классы“, субэтносы и прочее! Другой вопрос, что можно и нужно писать статьи и решать тяжелые экономические проблемы эллино-понтийцев, но делиться на „эллинизмы“ на практике „разделяй и властвуй“ означает плодить совершенно неэффективную и ненужную „понтийскую“ бюрократию, псевдо вожаков….Зачем это нужно?! Можно делиться на сословия, уровни — чтобы все, к примеру, стали жить, как среднее сословие. Чтобы, в конце концов, не было бедных. Объединить всех!…Поднять и возродить Греческую культуру — это провести, наконец, реформы среднего, высшего образования и аспирантуры, которая то ли существует, то ли нет. Чтобы наука могла называться с полным на то правом наукой.

— …Сегодняшние выступления молодежи.

— Вот я и сотни тысяч граждан Греции ждем от руководителей Греции шагов не политиков, а государственных и национальных руководителей, лидеров. …Ожидания затянулись.

Феохарису Харлампиевичу Кессиди 13 марта 2009 года исполнилось 89 лет.

Свой 89-й день рождения самый мудрый грек пространства бывшего Советского Союза встретил написанием труда — воспоминаний очевидца событий „потрясших мир“ Советского Союза и Современной России во второй половине 20-го века. …Он вернулся к своим истокам — к своим соотечественникам-землякам, со многими из которых его объединяют воспоминания об их общем греческом прошлом в триалетской Санте.

…Жизненный философский круг философа Феохариса Кессиди замкнулся.

Центр новогреческой философской мысли отныне находится в элладской Санте, в которую, как паломники в греческую „Ясную Поляну“ будут стекаться все те, кто жаждет прикоснуться к истинам философа патриарха Мысли греков постсоветского пространства Феохариса Кессиди. „…Что происходит в мире?“. „…Куда идет человечество?“.
„Человек — не ангел, но и не животное. Он не лишен „искры божией“ — идеальных и возвышенных помыслов и стремлений“.
Автору этих строк выпало огромное счастье общения, дружбы с нашими, греков постсоветского пространства, великими соотечественниками — академиком философом Феохарисом Кессиди, легендой мировой археологии Виктором Сарианиди, великим ученым химиком академиком Георгием Ксандопуло.

Самые ценные моменты в общении с нашими колоссами останутся в самой сокровенной „ячейке“ нашей памяти, зафиксируются в эпистолярных и фотографических личных архивах. Обращаюсь к нашим греческим кинодокументалистам оставить живую память о нашем великом соотечественнике — самом мудром греке постсоветского пространства философе Феохарисе Кессиди. Пусть в кладовых нашего и будущих поколений самого сокровенного духовного наследия будут присутствовать эти живые картинки Слова-Логоса Феохариса Кессиди. Данные слова — это и Обращение в адрес руководства министерства культуры Греции, Совета Зарубежного Эллинизма (САЕ), лидеров греческого национально-культурного движения пространства бывшего Советского Союза. Обращение в адрес руководителя греческих общин России и Пятой Периферии САЕ Ивана Саввиди: „Документальный фильм о великом философе и греке Феохарисе Кессиди, в котором он поделится с нами своими, свидетеля всех наиболее значительных перипетий в истории России второй половины 20-го века, о том „…куда идет человечество“ — наше спасибо патриарху Мысли, духовного долга памяти о нем.

„…Что есть Истина?“ — ответ на этот вопрос, уважаемые соотечественники, вы можете узнать из трудов и из жизненных университетов философа Феохариса Кессиди.

Апология Учителю

„Я знаю, что ничего не знаю…
О том, что такое добродетель, я ничего не знаю…
И все-таки я хочу вместе с тобой
Поразмыслить и понять, что она такое“.

Сократ

«Ένα ξέρω, ότιτίποτα δενξέρω…
Τιείναι αρετή, δενξέρω… Και μ’όλα ταύτα
Επιθυμώ μαζίμεσένα να σκεφτώ και να
Καταλάβω τιείναι η αρετή».

Ο Σωκράτηςστον πλατωνικό Μένωνα 80 Δ

13 марта 2008 года нашему великому соотечественнику профессору философии, академику Феохарису Харлампиевичу Кессиди исполняется 88 лет.

Накануне неюбилейного дня рождения самого мудрого Грека пространства бывшего Советского Союза я позвонил в Афины, дабы справиться об их с Ольгой Николаевной житие-бытие в Греции, где они проживают с конца 1992 года. …Как он там? Как скоро мы увидим (и прочтем!) его труд-исследование, посвященное великому греческому историку Фукидиду (на русском и греческом языках) с новой трактовкой его трудов? …Какие строит планы на будущее?…Исследование по Фукидиду на русском и греческом языках буквально на выходе. Идет работа над написанием мемуаров, где автор, как прямой свидетель сталинской эпохи, окунется своей памятью в научные дискуссии той поры.

Феохарис Кессидис. Родился 13.03.1920 г. в греческом селе Санта Цалкского р-на Грузии. В 1938 г. окончил среднюю школу в г. Тбилиси. В 1939 г. поступил в Московский институт истории, философии и литературы (ИФЛИ). В 1945 г. ИФЛИ объединился с МГУ, философский факультет которого он и окончил в следующем году. Там же он окончил аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию на тему «Философия Гераклита Эфесского» (1950 г.).

Все годы, что знаю Феохариса Харлампиевича Кессиди, хотелось вернуть его внимание к острой драматургии истории защиты его кандидатской диссертации. В его кандидатской подверглась обструкции трактовка учения Гераклита Эфесского известным антиковедом, профессором М.Дынником. Перспективы защиты стали никакими, так как профессор был заведующим кафедры истории и, соответственно, работа Феохариса Кессиди была там «успешно» провалена. В срок к защите она не была допущена.

Никто из коллег не рискнул записаться, как это предусматривается процедурой подобного рода, в официальные оппоненты, дабы не попасть в «черный список» профессора М.Дынника. Нашему соотечественнику послужил подспорьем только что вышедший труд вождя Иосифа Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» (1950 г.), где критиковался «аракчеевский режим в науке». Феохарис Кессиди пишет письмо на адрес ЦК Партии и «лично тов. Сталину» с просьбой разобраться в ситуации с защитой его кандидатской и поручить руководству факультета назначить оппонентов для процедуры ее защиты. …Вместо положенных двух оппонентов ему назначили трех. Аудитория, где проходила защита, была переполненной! Отсутствие в зале профессора Дынника было расценено присутствующими, как признание им своего поражения. Работа соискателя Ф.Кессиди была единогласно признана достойной степени кандидата наук.

— Испытывали ли вы, Феохарис Харлампиевич, какие-либо иллюзии по поводу «отца всех народов», обращаясь к нему за торжеством справедливости?

— Иллюзий никаких не было. Уже тогда у меня не было сомнений в фарисействе вождя.

Тема докторской диссертации — «Раннегреческая философия и ее отношение к миру, искусству и религии». Защита докторскойдиссетации прошла в 1968 году в Тбилиси.

Профессор с 1969 г., член-корреспондент Афинской академии с 1987 г. Основателем Афинской академии, напоминаю, был Платон. Действительный член Московской академии гуманитарных исследований, с 1995 г. действительный член Санкт-Петербургской академии гуманитарных наук. Преподавал философию во многих вузах Москвы. С 1970 до 1992 работал в ИФ АН СССР (РАН). Многие вузы Москвы — это Московский институт советской кооперативной торговли, Московский художественный институт имени Сурикова, институт иностранных языков имени Мориса Тореза, Институт философии. На его московских лекциях аудитории всегда были переполненными.

ФеохарисКессиди — активный подвижник за восстановления преподавания греческого языка в местах компактного проживания греков Советского Союза. Инициатор, организатор, духовный вдохновитель проводимых на его малой родине с 1978 года научных конференций по проблемам древнегреческой философии — «Аристотелевские чтения" Районный центр Цалка (Грузия) в эти дни превращался в центр философской мысли Советского Союза! Одна из «аристотелевских» конференций завершилась открытием памятника Аристотелю в Цалке (1987 г.). Улица «Советская», где был установлен памятник, была переименована в улицу Аристотеля.

С той прекрасной поры минуло 20 лет. Многое, к сожалению, не в лучшую сторону, изменилось. В числе многих вопросов, что хочу задать ФеохарисуХарлампиевичу:

— Что необходимо было сделать лидерам Греческого национально-культурного движения Советского Союза и Греческому государству, чтобы некогда процветающая 100-тысячная греческая диаспора в Грузии не скукожилась до 10 тысяч человек, живущих сегодня в подавляющем своем большинстве не ахти как, а кто-то и голодает (у меня от осознания этого факта кровь подступает к вискам).
— сохранился ли в некогда «греческом» районном городе Цалка улица, пощадь «Аристотеля» и памятник великому древнегреческому философу из Стагиры?

Феохарис Кессиди — автор свыше 250 научных трудов по проблемам древнегреческой и русской философии, генетики человека, этики, эстетики, которые переведены на 15 языков мира. Широкую известность приобрели в мире труды «Гераклит Эфесский», «От мифа к логосу», «Сократ». 4-е дополнительное издание «Сократа» в 2001 году приурочено к 2400-летию со времени его смерти. Феохарис Кессиди, ученый мирового масштаба, внесший огромный вклад в изучение истории древнегреческой философии.

Согласно его концепции, становление философской мысли на самостоятельный путь развития явилось процессом перехода от мифа к логосу, от мифологического отождествления к художественному сравнению и от художественного сравнения к научной аналогии и отвлеченному понятию.

О его человеческих качествах.

Греки трапезундской Санты славились своей легендарной храбростью. Их с полным на то правом можно назвать «спартанцами Понта». И эти качества отваги и храбрости в нем присутствуют с лихвой! Вспомним его письмо «лично товарищу Сталину» в 1950 г. Его нынешние обращения к политическому руководству Греции с призывом настоящим образом озаботиться проблемами репатриантов. Голос великого Ученого и Гражданина!

Триалетская Санта.

Здесь он родился. Здесь проучился первые три класса в греческой школе родного села. Живописнейшее место под южным склоном горы. Рельеф местности — горы и равнины — альпийские луга! Климат суровый — часто бывает безумный северо-западный ветер. На территории села расположено три озера, родники, ключи. …180 лет назад переселенцы из исторической Санты на Понте выбирали себе схожую по ландшафту с трапезундской праматерью новую малую родину….Сюда он постоянно возвращался, чтобы черпать душевные силы от общения с близкими и родными, односельчанами, земляками, которые всегда гордились и гордятся им. Здесь, в Санте, у чудодейственного родника, к нему приходила его философская муза. Когда вместе со всеми односельчанами выходил на косьбу….Санта. Она никуда не ушла от него. Она навечно поселилась в его сердце….С каждым годом во мне укрепляется вера в переплетение судеб. В греческой Санте греческий язык, историю и литературу преподавал Йеремеас Грамматикопулос, перебравшийся в триалетскую Санту из трапезундской, где он ранее так же учительствовал. Йеремеас Грамматикопулос — прадед российского и первого в мире космонавта греческого происхождения Федора Юрчихина! Знаю, как космонавт Федор Юрчихин чтит философа Феохариса Кессиди. Знаю, как его уважает еще один сандет Иван Саввиди — депутат Госдумы и лидер греков России и постсоветского пространства.

Во время недавней паломнической поездки к святыне Понтийского эллинизма Сумельскому монастырю меня внезапно озарила мысль: «Было бы здорово, если сейчас здесь с нами были сандеты философ Феохарис Кессиди и космонавт Федор Юрчихин».

— Ваше пожелание нашим континентальным и российским соотечественникам.

— Давать своим детям образование. При всех объективных трудностях Знания определяют все. Сократом, Платоном, Аристотелем должны интересоваться все….Быть дружными и сплоченными….У греков все еще сохранилось мифологическое мышление. Согласно мифологии, названная вещь существует, а неназванная не существует. Если что-то сказать, то, значить, сделано. А если не сделано, но сказано….Вот, греки говорят, уже считая, что сделали….Сперва надо создать программы и задачи, цели. И, далее, как осуществить все это. Механизм. …Необходимо и здесь и в России создать научный центр….Сколько греков. В какой мере в них присутствует национальное самосознание. Научный (Национальный) Совет. Из крупных ученых: этнографов, философов, социологов, историков, экономистов. …Сейчас все это делать проще. Интернет. Важно, чтобы на местах не было пустых случайных людей, работали, давались сведения. Кто? Что? Что сделано? Почему (по каким причинам) это не делается?…Как в период глобализации, интеграционных процессов сохранить нацию? Этнос, язык, культуру, историю, с которой ни один народ не может сравниться….Через 100 лет, если будет продолжаться такой бурный иммиграционный поток, Франции, попомните мои слова, как национального государства не будет. А Греции с 11-миллионным населением и раньше.

…Из научной среды самым близким другом ФеохарисаКессиди был его университетский однокашник Федор Кочетков. Очень теплые отношения у него сложились с философами Сергеем Лосевым и Арсением Чанышевым, МерабомМамардашвили. Они уважали и ценили ФеохарисаКессиди. Среди его близких товарищей был экономист из греческих политэмигрантов Василис Маос. Он был желанным гостем в московском клубе Греческих политэмигрантов, где читал лекции по древнегреческой истории и философии. Его связывали теплые отношения с нашими соотечественниками Одиссеем Димитриади, Александром Згуриди, Димитрием Бисти, чувства человеческой симпатии к нашим соотечественникам Гавриилу Попову и Виктору Сарианиди.

— Ваше отношение к европейским перспективам Турции?

— Принятие Турции в Европу — это несусветный идиотизм! Означает отуречивание Европы, но не европеизацию Турции….Далеко не надо идти. Албанцы имеют в семье четверо детей, а греки одного.

— …Что предопределило ваш отъезд в Грецию?

— …Развал Советского Союза. …Жить в Греции всегда было моей мечтой.

Надо сказать, что сама коммунистическая система у многих вызывала отвращение. Например, у меня. Я никогда с этой системой не был согласен с самого почти детства.

— Представляю, какие горячие дискуссии шли у вас с вашей сестрой Фотини — правоверной коммунисткой!

— Гражданская война на идеологическом фронте!

…Греческое государство по достоинству оценило труд философа и великого патриота своего народа Феохариса Кессиди. В 2002 году он был удостоен ордена «Золотой крест Чести», что вручал ему, наряду с ведущими учеными из Оксфорда и Кембриджа, президент Греции Константинос Стефанопулос. Высокую награду исторической родины он воспринял как большую честь для себя, ибо награжденные этим орденом ученые — люди в высшей степени достойные. Моральная планка этой награды Греческой республики очень высока. Греческое государство назначило Феохарису Кессиди персональную пенсию, учитывая его заслуги в развитии греческой культуры. Ведь большая часть его научных работ посвящены древнегреческой философии и культуре.

О чем мы говорим при встречах с Феохарисом Кессиди?

Меня интересуют его оценки тем процессам, что происходят в Греческом обществе, Движении репатриантов из бывшего Союза, в России. Как и многие тысячи наших соотечественников из пространства бывшего Советского Союза, живущих ныне в этом «пространстве» и на нашей континентальной отчизне, получаю от него исчерпывающие оценки процессам по перечисленным выше темам. Способствует этому и русскоязычная пресса в Греции, которая всегда готова предоставить свои полосы академику Кессиди.
Несколько добрых слов об издательстве «Алетейя» (Санкт-Петербург).

На протяжении вот уже 17 лет в «Алетейе» (редактор И. А. Савкин) издаются книги «греческой» направленности. И в серии, с которой началась ее издательская карьера («Античная библиотека»), уже издалось более 150 названий книг. В этой серии присутствуют труды философа Феохариса Кессиди. К этому времени издано пять его книг, и в самое ближайшее время выходит его труд — исследование, посвященное Фукидиду с новой трактовкой этого великого греческого историка. Последний труд Ф. Х. Кессиди, изданный в издательстве — сборник-эссе «Идеи и люди» (2006 г.).

…В его душе всегда горит «греческий» прометеев огонь.

Подтверждением этих слов являются труды, посвященные проблемам советских греков и эллино-понтийцев. Зачастую нелицеприятная критика великим греческим философом ФеохарисомКессиди греческих властей в разделе «национальная политика», оценки и рекомендации движению репатриантов из бывшего Советского Союза — боль за мучительно трудно складывающиеся судьбы наших братьев и сестер в нашей матери-Элладе. Наказ его лидерам репатриантов не размениваться на пятаки, подачки, не проявлять малодушие в их общении сгреческимполитикумом, который раз за разом их «разделяет и властвует», ставя им «детские маты» в этих политических шахматах.

У него болит душа за судьбу России.

«…Почему Россия, имея огромные возможности, будь то природные ресурсы, завидный интеллектуальный потенциал и присущую ей духовность, пребывает в нужде и бедности, причем на протяжении веков? Почему так бедно живет простой народ и это на фоне безумства богатств нуворишей, их дворцов и яхт?». Голос философа ФеохарисаКессиди слышен как в Греции, так и в России, где каждый мыслящий человек посчитал необходимым для себя прочесть его последний труд «Идеи и люди». Эта книга с его дарственной подписью стала моей и многих тысяч наших российских соотечественников настольной книгой -нашим «прикосновением к Мудрости» нашего патриарха Мысли.

От мифа к логосу.

Слово Феохариса Кессиди учит нас фантастическому по своей красоте и величию мыслительному процессу, «быть Человеком» — «убить в себе дракона» «добровольного рабства». Не отрекаться от своего «я», прививает культуру Свободы, Совести, чувства Долга. …Слово Учителя. Его образ всегда со мной. Где бы я ни был: в Москве, Ростове, Краснодаре, родных моему сердцу Алма-Ате, кубанских греческих местечках, на историческом Понте, где у развалин православного храма в трапезундской Санте «разговаривал» с ним. Этот разговор не прекращается ни на день и, дай Бог, чтобы еще долгие годы у меня и многих из наших соотечественников была счастливая возможность приходить в их с Ольгой Николаевной афинскую квартирку и слушать Его мудрое Слово, радоваться этим мгновениям. Здравствуй, Учитель! Наш патриарх мысли, наша Честь!

Никос Сидиропулос

815

Поделиться:

Другие статьи на темы: