Федеральная
национально-культурная автономия греков России
Ассоциация
греческих общественных объединений России
Илья Петанов - педагог, общественный деятель, подвижник великой культуры греков Понта, живой символ Понтийского эллинизма России
Награждение высшим знаком отличия нашего движения – «За заслуги перед Понтийским эллинизмом». Поздравление, низкий поклон от соотечественников
Илья Петанов - педагог, общественный деятель, подвижник великой культуры греков Понта, живой символ Понтийского эллинизма России

Награждение нашего заслуженного соотечественника понтийского лирария (понтийского Гомера), хранителя традиций и обычаев нашего народа Ильи Ивановича Петанова высшим знаком отличия нашего движения «За заслуги перед Понтийским эллинизмом» состоялось 21 мая 2023 года во Дворце культуры в ст. Ессентукская Предгорного района. Награждение состоялось при большом стечении соотечественников и земляков сразу же после завершения благотворительного концерта для СВО. Все прошло одновременно и торжественно и трогательно. Здесь все его («Иличана») знают, уважают, любят. Аксиос!

На церемонии награждения председателем греческого общества «Перикл» Федором Василиади было сказано, что НКА греков г. Ессентуки «Перикл» было ранее выдвинуто предложение президенту ФНКА греков России И. И. Саввиди представить к высшей награде нашего движения, нашего российского греческого Объединения «За заслуги перед Понтийским эллинизмом» И. И. Петанова: «За все, что вы, Илья Иванович, наш любимый соотечественник, сделали за многие годы для нашего народа, за вашу школу». Федором Василиади было зачитано Благодарственное письмо И. И. Петанову (Илиасу Петанидису) от нашего лидера Ивана Саввиди.

Не перестаю восхищаться нашим «понтийским Гомером». Его душевными качествами, его прометеевым огнем служения нашему народу, за те почти полвека своего несения музыкальной культуры греков Понта в широкие греческие массы им сделано полноценными греками, кто все это любит всеми фибрами души до беспамятства, тысячи наших соотечественников с их поры младенчества и отрочества, юношества и зрелости.

Мы вновь встретились в день проведения у главного мемориала трагедии Понтийского эллинизма траурной панихиды и митинга. 19 мая 2023 года. Петропавловский храмовый комплекс. В числе многих сотен наших соотечественников Илья Иванович Петанов и его ученики. …По правде говоря, решение отметить его труды высшим знаком нашего движения должно было состояться гораздо раньше. Здесь не должно быть никаких юбилейных поводов! Каждому должно воздастся по его делам! Он должен быть награжденным в числе самых первых, потому как и это сущая правда, это справедливо!
Награждение нашего живого символа Понтийского эллинизма России сопроводили громовые аплодисменты соотечественников. «Илья Иванович! Дорогой наш человек! Вы это заслужили!». Это, братья и сестры, есть высшая награда — любовь соотечественников.

Илья Иванович! Соотечественник! Поздравляем! Любим! Гордимся! Аксиос!

Илья Иванович Петанов. Наш понтийский Гомер.

Уроженец греческого села Дубовая Балка в Ставропольском крае. Его предки, как и у всех старожилов этого греческого села в Кавминвод перебрались в эти места в 1864 году из греческих селений Понта близ Аргируполи (Гюмишхана). Селение Зумана, район Ширия. Долгое время греки Дубовой Балки называли свое село Зумана.

Его знают, чтят, любят десятки тысяч греков Ставрополья, юга России. Понтийский Гомер ИлиасПетанидис — обладатель самого высокого звания в Греческом мире России — «Любовь и признательность соотечественников», которые заслужил по полному праву.

То, что он стал лирарием — это, наверняка, Божий Промысел. Человек достойный отдельной, ему посвященной, книги. Код души греков постсоветского пространства.
В его песенном и музыкальном арсенале присутствуют сотни песен из сокровищницы музыкального и песенного творчества греков исторического Понта. Авторские произведения на острые, актуальные для греческого мира России темы: подлинного патриотизма и не лучших его «эрзацев-воспроизведений». Если бы среди почетных регалий, которыми на форумах греков России и постсоветского пространства отмечаются наши заслуженные соотечественники, была дисциплина «Душа Эллинизма», то одним из первых ее обладателей звания всенародной любви был Илья Петанов.

Главная награда — это признание твоего народа. Этим знаком отличия понтийский Гомер Илиас Петанидис заслуженно обладает. Ничего выше быть не может! На него молится наша греческая молодежь. Появление Ильи Ивановича на греческих песенных фестивалях и свадебных торжествах встречается бурной овацией наших соотечественников.

Вспоминаю песенный конкурс, фестивали, на которых он присутствовал, в которых принимали участие его ученики понтийские лирарии, наши греческие исполнители из Ставрополья, в репертуаре многих из которых песни из его репертуара. Песни о нашем народе, песня-ностальгии о безвозвратно канувших в лету светлых временах для его малой родины греческого селения Дубовая Балка — когда у людей было больше радостей в их той, 1960–1970-х годов, жизни. Все было по-настоящему. В этих песнях свет и тепло.

Вспоминается греческий песенный фестиваль в Пятигорске 10-летней давности. Слова председателя жюри конкурса нашей любимой певицы Ксении Георгиади, обращенные к присутствующей на этом молодежном греческом песенном фестивале аудитории. «Илья Иванович — уникальный, необыкновенный человек. Счастлива, что могу отныне с уверенностью говорить, что знаю этого человека и испытываю чувство радости и гордости, что у греков России, есть такой великий подвижник нашей народной культуры».

Не устаю восхищаться этим человеком — его человеческой подлинностью и патриотизмом, неустанным и образцовым служением нашему народу. Самой лучшей из его уст характеристикой человека являются слова нашего понтийского Гомера: «Он — патриот».

Илья Петанов относится к той редкой в человеческом сообществе категории людей, после общения с которыми дышится легко, радостно, полной грудью. Светлый человек.
На таких людях не от мира сего держится этот мир, погрязший в грехе лицемерия и стяжательства. У него нет врагов и недругов. Все наши соплеменники, десятки тысяч греков юга России, испытывают к этому человеку чувства человеческой симпатии и искреннего уважения. Илиас Петанидис — наш, греков России, понтийский Гомер.

Исполнение Илиасом Петанидисом на протяжении долгих десятилетий музыкально-певческих произведений греков исторического Понта снискали ему любовь и заслуженное уважение у наших соотечественников на юге России. В творческом репертуаре «понтийского Гомера» более тысячи песенных произведений, зафиксированных в памяти, его знаменитых тетрадках. …В их числе и песенные импровизации, рождаемые нашими дедами и прадедами во время исполнения танца в кругу (хорона), когда эстафета дружеского подначивания («дружеского шаржа»), шутливого подчеркивания чьих-либо человеческих недостатков и достоинств, вызывало у них общий смех и гомерический хохот. Наши мудрые предки вот таким народным «зельем» излечивали свои души от «прилипчивых» наносных «хворей»: неискренности, тщеславия, скупости, сребролюбия. Все участники песенного «чистилища душ» отличались чувством юмора, самоиронией. Песни «в кругу» и являлись той самой действенной профилактической «вакциной» от первых ростков, увиденных твоими соотечественниками, самонадеянности и заносчивости, прочих человеческих пороков души, которые, оглядимся сегодня вокруг нас, за последние пару десятков лет обрели «нерукотворные диагностические вершины».

Публикация к 75-летию нашего понтийского Гомера Илиса Петанидиса. 27 декабря 2020 года исполнилось 75 лет нашему выдающемуся соотечественнику, уроженцу греческого села в Ставрополье Дубовая Балка понтийскому лирарию, подвижнику великой культуры Понтийского эллинизма Илье Ивановичу Петанову.

— Илья Иванович! Поздравляем вас с юбилеем — 75-летием! Вы представляете греческое послевоенное поколение, когда после победы над фашисткой Германии с фронта вернулись оставшиеся в живых солдаты войны. Когда страна поднималась из руин, когда в человеческих отношениях было гораздо больше подлинности. …Души наших соотечественников греков понтийцев врачевали звуки лиры.

— Да, я из этого поколения, которое знало цену труду, которое хлеб делило пополам. Наша музыка, песни, танцы, соглашусь с вами, придавали душевные силы, веру в лучшее завтра, они сплачивали людей, были неким фильтром в человеческих отношениях. Лиричисы были в каждом греческом селе. Греческие свадьбы, музыкальные, культурные традиции.

— …Более 30 лет вы проработали в школе учителем истории. Затем стали учителем по обучению игре на понтийской лире — символа души греков исторического Понта.

— Учительство в начале 1990-х пришлось оставить. Страна развалилась. Конец света. Учителя и врачи той властью были «прокляты и забыты». Необходимо было кормить семью. Я был вынужден на несколько лет в середине 1990-х уехать на заработки на Кипр.

— Вы помните свое первое публичное выступление перед нашими соотечественниками? …Как давно это было?

— Я учился в 7-м классе. Волнение было огромным. Помню и песню, которую тогда исполнил. В нашем селе тогда, такие были времена, не было света. Дебют, это было днем, успешно состоялся. Меня вечером того дня бросили, так сказать, в массы на наш хорон.

— …У вас были учителя?

— Им был мой отец Иван Ильич Петанов. Он хорошо играл на лире, сам пел. Плюс еще и сам делал скрипки. Отец, надо сказать, не был из числа наиболее сильных в наших краях лиричисов. Прошел войну. Орденоносец «Славы». Дядя, Петанов Савелий Ильич, во время войны был военным летчиком. …Были у нас лиричисты посильнее. Они погибли на фронте. …Стофорандов Федор. Он был сочинитель и, одновременно, играл на лире. Второй был Стафи из Трапезунда. Фамилию его не помню. Я родился в 1945 году и, естественно, не могу помнить их. Знаю о них по разговорам наших односельчан.

— С 14 лет вы идете по жизни с народной греческой песней и понтийской лирой.

— Уходя в армию, я взял с собой лиру.

— Какова была реакция на эту «греческую картину» ваших отцов командиров?

— Реакция такая. На сборном пункте в Симферополе, служил я радиотехнических войсках в Военно-Морском флоте, помню, играю на лире. Со мной были двое греков из родного села. …Служба в Киеве. …Игра на понтийской лире на сцене Киевской консерватории. Первый раз в жизни я увидел микрофон! Замполит части, Герой Советского Союза, грозно командным звонким голосом выдает мне по- полной: «Грек, ближе к микрофону!»

— Замполита не смущало то, что вы исполняете по-гречески, а только качество звучания вашей песни! …Там, на большой сцене в армии, вы по настоящему почувствовали зрителя, аудиторию. …Вы помните, как ваши однополчане отнеслись к греческой народной песне и понтийской лире?

— Все с большим вниманием слушали меня. Быть может, из уважения ко мне, греческому народу и, скажем, экзотичности всего этого действа. Сейчас трудно об этом судить.

— Вы можете сказать, что Вами были записаны все песни, которые исполнялись нашими великими, известными лирариями?

— К огромному сожалению, не могу этого сказать. Мы многое забыли, проморгали. Говорю сейчас об этом с горечью. …В этом есть и моя часть вины.

— Вы и с себя, вижу, не снимаете за это вины.

— Когда образовывались греческие общества в конце 1980-х годов говорили и том, что нам необходимо пока не поздно все наше песенное творчество сохранить. Ездить по селам,
в ту же Мерчанку на Кубани, и все записывать. …Поговорили об этом и… забыли.

— Проговорили благие намерения и дальше этого, получается, дело не пошло.

— …Такая возможность у нас была и в 1970-е годы. Когда говорят о возрождении греческой культуры в период создания греческих обществ в конце 1980-х, то это, мягко говоря, не является правдой. Уже в начале 1970-х годов, у нас в Курсавском, Андроповском районе проводился краевой конкурс народного творчества. Греческим коллективам выделялись немалые деньги на пошивку национальных костюмов. В понтийских костюмах мы тогда не разбирались. …Что-то делалось и тогда.

— Вы, Илья Иванович, с особой трогательностью вспоминаете греческую Мерчанку.

— Да, это так. Моя бабушка Евгения Кософиди оттуда, из Ставропольки. Мой прадед Янго (Яннис) из Султана (близ с. Греческое — прим. НС). Из Султана 18 семей приехали в Ставропольку. Сариди, Кософиди, Василиади… У меня много родственников из Мерчанки. Братья в известные годы убежали в Америку. Они были плантаторы табака. Дед забирал бабушку из Мерчанки. Ему в селе в Султане говорили: «Ты где ее нашел?». Но когда она всем показала, какая она хозяйка, как вкусно она готовит по-мерчански, у нас наши из Турции готовили не очень, тогда отношение к ней в корне поменялось.

— Илья Иванович, сколько песенных произведений в вашем репертуаре? …Перед моими глазами достаточно основательная по объему тетрадь.

— Песен очень много. Больше тысячи. Есть песни, которые исполняю наизусть. Есть те, для исполнения которых необходимо обратиться к записям в тетради. …Сейчас я полностью поглощен систематизацией нашего, греков исторического Понта, этнонаследия песенного, наших традиций и обычаев, пословиц и поговорок, обрядового наследия, притчей. Ведь это наши генетические корни, наша сокровищница, которые нас подпитывают, делают духовно богатыми. Забыть это означает предать забвению предков.

— …Что вы цените в тех людях, которые являются вашими единомышленниками?

— Мы смотрим на многие вещи ментально одинаково. Обо всех них могу сказать, что они — это патриоты нашего народа, влюбленные в его историю, культуру, традиции греков Понта. Константин Кюльбяков. Это, светлая им память, уникальные люди Николай Анастасович Новрадов, врач, мой односельчанин из Дубовой Балки Дмитрий Григорьевич Катанов. Это был святой человек. Как он любил людей! Николай Анастасович Новрадов, дорогой мой друг Нико, как, вы не можете поверить, мне его не хватает. Лиры, созданные руками этого уникального человека грека понтийца, отличаются особым звучанием.
…Это понтийский поэт Виктор Стофорандов. …Мои соратники, друзья, ученики. Поймите, патриотизм, он либо есть, либо его нет, он к нам не приходят «потом». Вот у Ивана Саввиди, Юрия Асланиди патриотизм есть, а у многих других только в него игра. Наша молодежь должна равняться на достойные примеры — наших подвижников: Павла Алексова, Павла Музенитова. В диалоге со своим народом ты как перед Богом, здесь нельзя фальшивить, подавать свою важность, высокомерие, тщеславие, лицемерие.

…Более 10 лет назад греческие библиотеки пополнились книгой «Известные греки Ставрополья». Книга добротная, качественные тексты, прекрасная полиграфия. Интерес к этому труду и к подобной литературной продукции, греческим энциклопедиям, у каждого из нас диктуется одним желанием — устранить существующие пробелы в этой области познания. Главный критерий в определении на «замер» их подлинности, отсутствия в них элементов «корпоративной этики», коньюктуры — это должны быть строки правды, «глас народа». Что могут сказать об этой работе, авторы которой, уверен в этом, не решали для себя какие-либо меркантильные задачи, если в «национальной духовной энциклопедии» греков Ставрополья, не удостоились высокой чести быть представлены греческому (и не только) читателю понтийский лирарий Илья Петанов, «Рембрант Пятигорья» живописец Христо Поландов, великие лекари Григорий Чемянов и Иван Товстиади? Отсутствие перечисленных и других наших заслуженных соотечественников в трудах «на заданную тему» только девальвирует их ценность, вызывает у наших людей закономерные вопросы.


Этому дорогому нам человеку, пусть живет до 100 лет, мы еще при его жизни поставим памятник. За его верное и честное служение нашему народу, за его подлинные дела.

Никос Сидиропулос

963

Поделиться:

Другие статьи на темы: