Федеральная
национально-культурная автономия греков России
Ассоциация
греческих общественных объединений России
Згуриди Александр Михайлович

Александр Михайлович Згуриди (1904–1998) — кинорежиссер, сценарист. Народный артист СССР (1969). Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1969).

Родился 23 февраля 1904 года в Саратове. После окончания юридических курсов при Саратовском университете работал в лаборатории научных фильмов Государственного института микробиологии и эпидемиологии в Саратове (1930), где снял свой первый научно-популярный фильм «Стронгилиды», о заболеваниях лошадей. С 1932 г. работает на Московской студии технических фильмов (впоследствии — «Центрнаучфильм»).

Один из создателей еще не существовавшего жанра научно-популярного кино, Згуриди учился и экспериментировал в процессе работы. Снимая учебно-школьный фильм «Пернатая смена», он должен был лишь создать кинематографическую иллюстрацию к различным разделам учебника по зоологии, но Згуриди, снарядивший экспедицию к низовьям Волги, поставил себе несколько иную задачу, он хотел, чтобы его фильм стал связным рассказом о птицах, начинавшимся с появления на свет птенцов и заканчивающимся в тот момент, когда молодняк начинает самостоятельную жизнь. Фильм получился не слишком удачным, однако он многое прояснил для режиссера, а материала было отснято столько, что его хватило также на фильмы «Крылатые гости» и «По Волге».

Очень скоро Згуриди становится одним из ведущих мастеров научно-популярного кино, а с первого советского полнометражного фильма о природе «В глубинах моря» к нему приходит слава, большое число его работ отмечено престижными премиями и дипломами. Так уже названный фильм вместе со сделанной чуть позже картиной «Сила жизни» получил Государственную премию СССР за 1941 год. Из других научно-популярных фильмов Згуриди отмечены:

— «В песках Средней Азии» (Государственная премия СССР, 1946; 1-я премия на VII МКФ в Венеции, 1946),

— «Лесная быль» (Государственная премия СССР, 1950; Премия за лучший воспитательный фильм на V МКФ в Карловых Варах, 1950),

— «Во льдах океана» (премия на МКФ в Эдинбурге, 1953; премия на VII МКФ в Локарно, 1953; премия на МКФ в Лондоне и в Дурбине, 1953),

— «В Тихом океане» («Золотой робот» — первая премия МКФ специализированных фильмов в Риме, 1957; 1-я премия на ВКФ в Москве, 1958; почетный диплом кинофестиваля МАНК — Международной ассоциации научного кино, 1958),

— «Тропою джунглей» (Первая премия по разделу научно-популярных фильмов ВКФ в Минске, 1960; почетный диплом МКФ в Лондоне-Оксфорде, 1960; Ломоносовская премия 1-й степени, 1960),

— «Дорогой предков» (премия на МКФ в Венеции, 1962; почетный диплом на МКФ в Варшаве, 1962), «Зачарованные острова» (1-я премия по разряду документальных фильмов на XXVI МКФ в Венеции, 1965).

Считается, что документальные фильмы Згуриди несколько однообразны, но режиссер и не ставил перед собой задачи делать развлекательное кино. Уникальные кадры, снятые в поразительной изобретательностью (так для фильма о бобрах вместо одной стены их жилища было установлено стекло), имеют познавательное значение.

Кроме научно-популярных фильмов Згуриди разрабатывал также особый жанр фильма о животных, где пытался научные знания о них не излагать в форме учебного пособия или кинематографического очерка, а вписать в художественный сюжет, напитать этими знаниями какую-либо историю, специально сочиненную или заимствованную из классической литературы. Используя в качестве первоисточника повесть Д. Лондона, он поставил фильм о собаке «Белый клык», а по рассказу Р. Киплинга снял фильм о мангусте «Рикки-тикки-тави» (Премия жюри детских фильмов МКФ «ФЕСТ-82», Югославия, 1982). Хотя критики высказывали мнение, что в подобных работах наука и художественный сюжет соединены не слишком органично, режиссер продолжал разрабатывать в конце жизни именно этот жанр. Фильмы о слоне «Черная гора» и о лошади «Крепыш» (Приз Министерства лесного хозяйства и охраны ЭССР на ВКФ в Таллине, 1982) были тепло встречены зрителями. Интересно сделан фильм «Балерина» (Приз за лучшее исполнение главной детской роли на МКФ фильмов для детей в Чикаго, 1994), где Згуриди совсем уходит от научно-популярного кинематографа — это своеобразная мелодрама для подростков, героиня, которая чувствует себя одинокой из-за того, что ее родители расстались и семейное счастье разрушено, винит во всем Мышиного короля, являющегося ей во сне.

Згуриди с 1947 г. вел педагогическую работу по ВГИКе, где был профессором и руководил режиссерской мастерской. С 1957 по 1965 г. он являлся вице-президентом и президентом Международной ассоциации научного кино, с 1958 по 1965 — заместителем председателя Оргкомитета Союза работников кинематографии СССР.

С 1960 г. Згуриди являлся художественным руководителем 1-го творческого объединения киностудии «Моснаучфильм». В 1996 г. режиссер был отмечен премией «Золотой Овен» в категории «Человек кинематографического века».

Автор ряда книг, статей по истории и теории научного кино.

Автор, создатель и первый ведущий телепередачи «В мире животных» с 1968 по 1975 год.

Александр Михайлович был женат на киносценаристе и режиссёре Нане Георгиевне Кладиашвили. Совместно с ней он снимал фильмы, начиная с «Рикки — Тикки — Тави».

Александр и Нана Згуриди у подножия Фудзиямы. 1992-1993 г

Несмотря на преклонный возраст, Александр Згуриди продолжал работать в кино. Смерть настигла режиссёра в разгар работы над новым фильмом «Волшебное колечко». Эта картина была бы полна музыки, танцев и веселья — поистине завершающий аккорд великой симфонии во славу жизни.

Нана Згуриди, жена режиссера

Александр Згуриди умер в Москве 16 сентября 1998 года в возрасте 94 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Памятник на могиле Згуриди А.М.

Награжден тремя орденами Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медали. Трижды лауреат Сталинской премии, Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых и другие.

Список используемой литературы: Згуриди А., Васильков И. Научное кино в СССР. М., Згуриди А. Страницы автобиографии. М., 1968, Згуриди А. Экран. Наука. Жизнь. М., 1983, Симанович Г. А. Згуриди. М., 1983, статьи Евгения Перемышлева и В. С. Смирнова.

Поделиться: